Кесарево сечение влияет на развитие мозга новорожденных

Согласно данным исследования, опубликованным недавно в журнале «Труды Национальной академии наук», у детей, рожденных с помощью кесарева сечения, могут появиться некоторые отличия в развитии нервной системы, по сравнению с теми, которые были рождены традиционным методом.

Исследователи из Университета штата Джорджия наблюдали за мозговой деятельностью новорожденных мышей, чтобы сравнить влияние кесарева сечения и обычных родов на гибель нейронов с рождения до момента отлучения от груди. Они обнаружили, что у мышей, рожденных с помощью кесарева сечения, наблюдаются более высокие показатели смертности клеток, чем у тех, которые были рождены естественным путем.

Наблюдения за мозговой деятельностью

Для проведения исследования ученые случайным образом отобрали беременных самок мышей для кесарева сечения. Затем каждого новорожденного мышонка сравнивали с его сверстником, который родился естественным путем. Чтобы эксперимент был справедливым, период беременности и циркадный ритм самок должен был совпадать.

Ученые использовали технику визуализации под названием иммуногистохимия, чтобы контролировать уровень белка каспаза-3 (маркер клеточной смерти) до и после рождения. Что интересно, результаты показали снижение количества погибших клеток в мозге мышей, рожденных естественным путем, а также отсутствие изменений или увеличение количества погибших клеток у тех, которые родились с помощью кесарева сечения. Разница была особенно заметной в гипоталамусе – части мозга, которая отвечает за регулирование реакции на стресс и иммунные взаимодействия.

Это важно, поскольку развитие клеток является основным процессом, который происходит в первые несколько недель после рождения, как у мышей, так и у людей. У мышей, к примеру, разрушается примерно половина всех первоначально произведенных нейронов.

Позже исследование показало, что в девяти из 13 областей мозга, опять же, наблюдается повышенная скорость гибели клеток у мышей, родившихся с помощью кесарева сечения.

Что это значит?

На биологическом уровне это значит, что у мышат, родившихся с помощью хирургического вмешательства, меньшее количество нейронов мозга. На поведенческом уровне это проявлялось в способности к вокализации, которую проверяли во время теста на отлучение новорожденных от матери. Все мышата при отделении от матери испускают крики бедствия, но те, которые родились с помощью кесарева сечения, производили шум с более низкой амплитудой, по сравнению с их сверстниками.

Что касается других параметров развития (к примеру, общего размера мозга и дня, когда они открыли глаза), исследователи не обнаружили заметных различий между двумя группами. Тем не менее, они отметили, что те, которые родились с помощью кесарева, набрали больше веса к тому времени, когда их отделили от матерей.

Результаты у детей

Поскольку эксперимент проводился на мышах, пока не совсем ясно, какими будут результаты у детей. Однако, похоже, он подтверждает результаты предыдущих исследований, которые сравнивали детей, родившихся с помощью кесарева сечения и естественным путем. В одном из них, к примеру, было обнаружено, что риск развития ожирения у детей, рожденных путем кесарева сечения, значительно выше. Другие исследования связывают кесарево сечение с хроническими заболеваниями, пищевыми аллергиями и астмой.