Почему люди склонны буквально замирать от удивления и восхищения?

Что заставляет вас испытывать благоговение? Может быть, это под силу подножию горной цепи, простирающемуся у вас под ногами, или бескрайнему бушующему морю? Может быть, это под силу молнии, разрывающей небо напополам? Что вы испытываете в эти минуты? Нежность, страх, потрясение или ощущение собственной ничтожности в этой огромной Вселенной? Ученые причисляют благоговение к одной из форм самопревосходства, во время которого вы ощущаете незыблемую связь с чем-то грандиозным и гораздо более внушительным, чем вы сами.Благоговение

Тайна явления

Благоговение как явление превалирует в искусстве и гуманитарных науках. Однако до недавнего времени психологи обходили этот аспект человеческой сущности стороной. Вплотную исследователи начались заниматься вопросом только в 21-м веке. Так, Джонатан Хейдт и Дашер Келтнер в 2003 году опубликовали итоговую работу проведенного исследования на тему «Как благоговение влияет на эмоциональные и социальные функции». Психологи сообщили, что это явление появилось, чтобы упрочить социальные связи и выработать в людях готовность помогать другим. «Последствия трепетного поклонения в настоящее время представляют интерес для исследователей и общества в целом», - пишет в своем заявлении научная группа. По мнению ученых, любое событие, вызывающее в нас трепет, может стать мощной отправной точкой в плане изменения личностного мировоззрения».

Эффект обзора

В своих опытах психологи взяли на вооружение космический термин «эффект обзора», при котором изменяется осознание уязвимости нашей планеты, если смотреть на нее с Луны или с орбиты. Там, в космосе Земля представляется как хрупкий шар с миллиардами людей. Многие астронавты и космонавты меняют свое мировоззрение, увидев это завораживающее зрелище из космоса. Однако по эту сторону все воспринимается иначе. Нам кажется, что Земля огромна, необъятна и незыблема.

Впервые термин был введен в 1987 году психологом Френком Уайтом, когда была опубликована книга под одноименным названием. Проводя свое независимое исследование, доктор Уайт обнаружил, что многие из астронавтов прошли через опыт, трансформирующий их мировоззрение. Эти уникальные переживания включали в себя чувства удивления и страха, чувство единения с природой, трансцендентности (потустороннего) и всеобщего единения.

Тайна

Опыт астронавтов

Начиная с конца 20-го века, космонавты совершают длительные космические перелеты, сменяя друг друга на орбитальных станциях. Тех, кто видел Землю с орбиты, много, однако исследователи вплотную не занимались определением механизма возникновения благоговения. Первым, кто обратил пристальное внимание на проблему, стал сотрудник Университета Пенсильвании психолог Дэвид Яден, признавший Френка Уайта своим идейным вдохновителем. В своей работе он решил рассмотреть два вопроса относительно эффекта обзора. Во-первых, что это такое? Во-вторых, существует ли способ использовать пережитый эмоциональный опыт в других контекстах?

Доктор Яден и его коллеги проанализировали все существующие исследования по теме трансцендентного опыта. Также ученые ознакомились с опытом астронавтов НАСА, в частности Кэтрин Д., рассказавшей о том, что она чувствовала, когда в первый раз увидела Землю из космоса.Ученые

Это сложно описать словами

Оказалось, что этот удивительный и волшебный опыт довольно сложно объяснить словами. Прежде всего, люди отмечают поразительную красоту и многообразие нашей планеты. Затем происходит осознание того, что взгляд извне несколько отличается от того, что мы привыкли ощущать, находясь внутри. Удивительно, но, несмотря на имеющиеся снимки из космоса, несмотря на обширную профессиональную подготовку, которую проходят астронавты перед полетом, никто из них не ожидал, что будет чувствовать такое удивление и восхищение.

Перед вами рассказ немецкого космонавта Зигмунда Яна: «Перед тем как совершить полет в космос, я был прекрасно осведомлен о том, насколько мала и уязвима наша планета. Но когда я увидел это своими глазами, я не мог сдержать восхищения. Эта хрупкая красота нуждается в защите всего человечества. Мы должны беречь и сохранять нашу планету для других поколений людей».

Благоговение

Общие черты

Ознакомившись с несколькими историями, доктор Яден разглядел в них нечто общее. Все они наполнены явными признаками благоговения. Один из них называется перцептивной картиной мира или перцептивной обширностью, а другой обширностью концептуальной. В первом случае наблюдатель сталкивается с телом поразительной физической величины, а во втором - с многообразием вариантов.

Благоговение порождает альтруизм

Когда доктор Яден провел параллели с предыдущими исследованиями на эту тему, он обнаружил, что опыт, который пережили люди, формирует психологические преимущества, в частности альтруизм. Однако полный спектр чувств наблюдателей весьма широк. Поэтому в своей новой работе исследователь с коллегами смог протянуть связующую нить между страхом и бескорыстием. Каким образом благоговение меняет сознание? Согласно результатам исследования, проведенного в 2012 году, чувство всеобъемлющего восхищения заставляет людей быть более терпимыми и ценить настоящий момент. Немаловажным фактором является и чувство социального единения, которое в значительной степени помогло нашим предкам выжить.

Тайна

С точки зрения эволюции

Древние люди объединялись в социальные группы отнюдь не по интересам, как это распространено сейчас. На заре человечества единственной целью людей была борьба за выживание. С точки зрения эволюции больше шансов было у групп с большим опытом и большей степенью сплоченностью. Благоговение и было тем связующим звеном, по которому люди объединялись.

Физические признаки благоговения

Если это состояние довольно трудно описать словами, то можно проанализировать физическую реакцию тела наблюдателя. К тому же рассказы людей всегда носят субъективный характер и не могут быть приняты за аксиому. Вот как реагирует на восхищение тело наблюдателя: изумленное (а иногда и испуганное лицо), поднятые вверх брови, расширенные зрачки, открытый от удивления рот, выдвинутое слегка вперед лицо, сбитое дыхание. При этом люди теряют дар речи, впадают в некий ступор, длящийся несколько секунд. Для того чтобы понять эффект этого явления в полной мере, сотрудник Университета Томаса Джефферсона, нейробиолог Эндрю Ньюберг исследовал физиологические основы трансцендентного опыта (медитации и молитвы).

Ученые

Благоговение влияет на вегетативную нервную систему

Оказалось, что благоговение воспринимается вегетативной нервной системой, контролирующей человеческое возбуждение или успокоение. Когда происходит возбуждение, нервная система включается. При успокоении происходит обратный процесс. Однако в минуты очень интенсивных духовных переживаний оба эти «тумблера» способны активизироваться одновременно. По такому же принципу происходит реакция вегетативной нервной системы в ответ на удивление и восхищение. Одновременное снижение и увеличение активности в теменной доле головного мозга приводит к тому, что человек теряет ориентацию в пространстве.