Что такое одиночество и как найти свою судьбу: мысли великого писателя и художника Германа Гессе

«Никто не может построить для вас мост, по которому вы, и только вы, должны пересечь реку жизни», - писал молодой Ницше, размышляя о поиске собственного я, и препятствиях на пути к пониманию себя.

Удивительно, что именно этот противоречивый гений, который всю свою жизнь метался между нигилистическим отчаянием и возвышенным, жизнерадостным оптимизмом оказал такое глубокое влияние на философию Германа Гессе – одного из самых уверенных и несокрушимых гуманистов эпохи.

Восточная философия

Герман Гессе (1877–1962) был немецко-швейцарским романистом, поэтом, эссеистом и художником, глубокие философские романы которого вдохновляли и продолжают вдохновлять поколения молодых людей. Его родители были очень религиозны и следовали пиетизму (мистическое направление протестантизма, распространенное в Германии и Скандинавии, но малоизвестное в остальном мире). Они часто вели миссионерскую деятельность в Индии. В результате у Гессе появилась возможность узнать и оценить богатую духовную традицию этой восточной страны.

После трагедии Первой мировой войны западная культура столкнулась с глубоким кризисом потери веры и роста национализма и милитаризма. Немногие из писателей и философов эпохи пришли к выводу, что западу есть чему поучиться у древней культуры востока.

Роман «Сиддхартха»

Гессе написал роман-притчу «Сиддхартха», в котором описывает путь молодого брахмана в поиске Единого – своеобразного внутреннего стержня, который есть у каждого человека, объединяя его духовно со всем миром, помогая найти свое я и принять свое призвание, свою судьбу в этом мире. Этот роман – аллегория. Гессе пытается донести до западной аудитории ценности востока: в каждом человеке есть Бог, а в каждом Боге – человек.

Гессе был обеспокоен доминирующими влияниями модернизма — потерей культурного единства, растущей самоизоляцией человека, непривычного к одиночеству, духовного кризиса постхристианской Европы. Все же он глубоко надеялся, что основные идеи Восточной духовности могут показать альтернативу экзистенциальному отчаянию и воинственному национализму Запада.

Самопознание и «Степной Волк»

Интересы Гессе к самопониманию и духовной самореализации нашли еще более детальное отражение в романе «Степной Волк», который сумел объединить такие абстрактные понятия, как духовность и сверхъестественное с реализмом. В этом романе ярче всего прослеживается влияние психологии Юнга на творчество Гессе.

Наверно из-за этого и другие романы Гессе чаще всего анализируются сквозь линзу Юнговских архетипов. Несмотря на то что такой анализ крайне интересен и актуален, все же он несколько ограничивает понимание работ Гессе, приводя к редукционистскому чтению романов, в которых каждый его персонаж становится односторонним, обладая лишь одним, универсальным предназначением.

Это идет вразрез с основной идеей Гессе – определением ценности человека самим человеком, понимание своей судьбы и роли в мире. В романе «Степной волк» Гессе приходит к выводу, что у человека не двойственная природа. В его характере скрываются не просто человек и волк, а «многосложнейший мир… маленькое звездное небо, хаос форм, ступеней и состояний, наследственности и возможностей».

Одиночество в философии Гессе

Роман «Степной Волк» высоко оценил кардинал Йозеф Ратцингер - позже Папа Римский Бенедикт XVI, потому что он выставляет напоказ и анализирует проблему одинокого, самоизолирующегося современного человека.

У Гессе было свое, глубокое понимание необходимости одиночества и примирения с ним, ведь только приняв одиночество, человек может по-настоящему понять себя. Именно поэтому, по мнению Гессе, человек не должен бояться и бежать от него.

Одиночество – путь, по которому судьба пытается привести человека к самому себе. Одиночество – путь, которого люди боятся больше всего. Без одиночества, нет страдания, без одиночества нет героизма. Но одиночество, о котором я говорю – это не одиночество блаженных поэтов или театралов

В романе «Демиан» Гессе старается пройти по пути самосознания и приходит к следующему выводу:

Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе. Большинство людей потому и живут такой нереальной жизнью, что они принимают за реальность внешние картины, а собственному внутреннему миру не дают и слова сказать.

А вы согласны с выводами Гессе о необходимости одиночества для того, чтобы понять и услышать себя?

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
0
Юнг спорил всегда с Фройдом, хотя для женщин это один хер..
Копировать ссылку
0
Про Ницше хорошее было начало... далее вода.
Копировать ссылку
0
Меня, например, очень удивляет, что критики так много говорят о влиянии Юнга в творчестве Гессе и почти ничего о Шопенгауэре. Вообще, мне кажется, что наибольшее влияние на Гессе оказал именно Ницше, а не Юнг.
Копировать ссылку
0
В большей степени согласен
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.