До чего дошел прогресс: наши феромоны страха и тревоги помогают экспертам составить рейтинг фильмов ужасов

Любите ли фильмы ужасов? Конечно, даже если человек не слишком жалует подобный жанр, то он хотя бы один фильм видел. Наверное, вы знаете, что у всех этих фильмов есть возрастное ограничение. Так вот, ученые Института Макса Планка выяснили, что в характеристику фильма можно внести и еще один показатель – количество выделения феромона изопрена.

Самые кассовые фильмы – это картины, которые заставляют зрителя бояться

Знаете, что самое удивительное? Если представить, что человеку предложат посмотреть на что-то жуткое, но правдивое, да еще и попросят заплатить за это деньги, то он, скорее всего, откажется.

Хотя как знать, ведь были раньше бродячие цирки, а в них в обязательном порядке показывали людей на вид ужасных, но несчастных в душе и брали за это деньги. Так что наш тезис отнюдь не бесспорный.

Но не вызывает сомнений другое: фильмы ужасов остаются самыми кассовыми из представителей киноиндустрии. Из недавних примеров: только в Америке сиквел фильма ужасов «Хэллоуин» (1978), вышедший в 2018, собрал в прокате 200 миллионов долларов. От коллеги не отстает и «Веном», хотя это, скорее, фантастика.

Люди все еще готовы платить за то, чтобы их как следует напугали. Правда, технологии уже шагнули вперед, и несчастных изувеченных людей в цирке больше не надо показывать. Теперь тех, кому не повезло, играют актеры.

К слову, двум картинам, которые упоминались выше, присвоен разный статус: R – «Хэллоуину» и PG-13 – «Веному». Чтобы понимать, что они значат, давайте разберемся не только в смысле шифровок, но и в том, как они присваиваются.

Что такое рейтинг MPAA, и как он присваивается?

MPAA (Motion Picture Association of America) – это система рейтингов Американской киноассоциации, которой пользуются при оценке содержания фильма. При соответствующем вердикте аудитория может быть ограничена. Исключаются, конечно, дети и подростки.

Как он присваивается? Собираются примерно 18-20 человек комиссии, и люди смотрят фильм, потом обсуждают и демократичным способом, то есть голосованием, выбирают ту позицию рейтинга MPAA, которая наиболее подходит для просмотренного материала. Если создатели фильма не согласны с присвоенным рейтингом, то они могут обжаловать решение.

Расшифровка рейтинговой системы

А теперь давайте рассмотрим все возможные варианты с примерами:

  • G, или General audiences (общая аудитория) – нет возрастных ограничений. Примеры: «Король лев», «Огни большого города» и «Хатико: самый верный друг».
  • PG, или Parental guidance suggested (родительское присутствие предполагается) – мальчикам и девочкам рекомендуется просмотр с родителями. Некоторые эпизоды из фильмов могут быть расценены родителями как непредназначенные для детского просмотра, но там точно нет сексуальных сцен и сцен с наркотиками. Примеры: «Назад в будущее», «Шоу Трумана», «Ходячий замок».
  • PG-13, или Parents strongly cautioned (настоятельное предупреждение родителям) – грубые, бранные слова, намеки на наркотики, но нет ни секса в чистом виде, ни жестокости. Примеры: «Форрест Гамп», «Начало», «Бриллиантовая рука».
  • R, или Restricted (ограниченный). Дети, которым еще не исполнилось 17, пропускаются в зал только в сопровождении родителей или законного опекуна. В фильмах совершенно точно есть материал, предназначенный только для взрослых: сексуальные сцены, эпизоды с наркотиками, жестокость, брань, мат. Примеры: «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Криминальное чтиво».
  • NC-17, или No One 17 & Under Admitted (не допускаются на фильм лица 17 лет и младше). Другими словами, фильм только для взрослых. Нетрудно, понять, что именно в таких картинах необычного по сравнению с другими категориями, верно? Примеры: «Последнее танго в Париже», «Шоугелз», «Закон желания».

Какой неписанный закон американского рынка постоянно нарушают фильмы ужасов и триллеры?

А теперь мы можем интересную вещь подметить: «Веном» и «Хэллоуин» все же получили разные рейтинги. И у некоторых специалистов на Западе это вызывает вопросы. Создатели фильмов обычно избегают рейтинга R, потому что основные потребители кинопродукции в Америке – это подростки от 13 до 16. Но как мы видим, на сборах фильмов ужасов подобное обстоятельство не сказывается, хотя самый частый для них рейтинг – это R. То же самое касается и триллеров.

Исследования Института Макса Планка в Германии

Вышеописанное было прелюдией к одной очень занимательной информации. Дело вкуса называть данные ученых из Института Макса Планка открытием или нет. Но они обнаружили, что при просмотре фильмов ужасов люди выделяют феромон, который называется изопрен. И чем его в воздухе больше, тем фильм ужаснее и заслуживает более жесткой оценки со стороны комиссии. Данные собирались 8 недель в двух разных кинотеатрах, было 11 фильмов, 135 показов и 13 000 зрителей, которые приняли участие в эксперименте

Выяснилось, что чем выше по допуску рейтинг фильма, тем больше изопрена люди выделяют во время просмотра. Так, например, картина категории G не вызывает такого выделения изопрена, чем фильм категории NC-17.

Микроскопическое количество этого вещества выделяется через кожу, когда мы двигаем нашими мышцами. Естественно, когда зрители подвергаются стрессу, нервничают, они непроизвольно ерзают в своих креслах, и общее количество изопрена резко повышается в атмосфере.

Перспектива метода

Западные ученые так вдохновились этой идеей, что предложили: в скором времени будет возможно ввести в обиход еще одну категорию «сумма изопрена, выделяемого в воздух при просмотре».

Сложно сказать, будет такое или нет, но нам точно этого ждать не стоит. В России в этом смысле все очень медленно вращается. Если продолжить подобную линию, то можно представить следующее. Вот комиссия посмотрела фильм, присвоили ему определенный рейтинг, а потом ученый из-за кулис выходит и говорит, что количество изопрена подтверждает или опровергает подобный вывод. Да, это было бы занимательно. И в таком эксперименте над живыми людьми всякий любитель жанра с радостью бы поучаствовал.

Интересное психологическое следствие

Люди могут чувствовать страх в воздухе на бессознательном уровне. Правда, наверное, в открытом пространстве подобные испарения могут быть незаметны, зато в кинотеатре уровень страха от происходящего на экране может провоцировать больший уровень ужаса, чем тот, что мог бы быть зафиксирован, если бы человек смотрел этот фильм в одиночестве. Хотя понятие эмоционального заражения в психологии довольно старое, поэтому, может быть, психологическое следствие не потрясает воображения. Впечатляет другое: ученые пытаются доказать теорию и практику психологии на химическом уровне, а это шаг вперед.

Почему люди смотрят фильмы ужасов?

Этот вопрос, наверное, интересует всех тех, кто не любит подобный жанр, считая, что ужасов хватает и в жизни. Есть две основные версии:

  • Одним не хватает острых ощущений.
  • Другие таким образом борются со страхами, которые их одолевают.

Первую категорию, наверное, можно не пояснять. Такие люди в кино ходят затем же, зачем посещают парк аттракционов. Со вторыми сложнее понять, в чем здесь подвох. Представим, что фильмы или триллеры работают как клапан, который стравливает пар. Боится человек, например, что не сдаст сессию или что денег на обед не хватит, идет в кино, а там… Выходит он из кино и думает, что все его проблемы – ерунда и вообще жизнь прекрасна. Кстати, подобным же образом действует на сознание почти любая отечественная кинопродукция, претендующая на серьезность.

Всем любителям исследования причин явления следует прочитать произведение С. Кинга «Как писать книги». Кинг дает много практических советов о том, как писать рассказы, романы и прочую литературную продукцию, но признанный мастер жанра на своем примере и не только рассказывает об особенностях книг и фильмов ужасов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы любите триллеры и фильмы ужасов категории R?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Здесь можно оставлять хит-парад своих любимых фильмов ужасов и триллеров, это будет очень занимательно.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.