Сонливость за рулем: психологи рекомендуют пересесть с АКПП на МКПП

Разрекламированные автономные транспортные средства будущего обещают сплошные выгоды для человека. Но если вы надеетесь, что через 5 лет сможете вздремнуть, пока ваш автомобиль с самостоятельным вождением доставит вас на работу, то, скорее всего, будете разочарованы.

Возможности автономной машины ограничены

Психологи, которые изучают поведение водителя, сосредоточили свои исследования на том, что происходит с водителем в автономном автомобиле. Ученые сконцентрировались на моменте перехода с автономного на ручное управление. Эти переключатели могут неожиданно срабатывать в особенно тяжелых дорожных ситуациях, поэтому важно убедиться, что переход будет безопасным.

Возможно, никогда не будет автономного транспортного средства, способного проехать через дюйм (2,5 см) стоячей воды, даже если когда-нибудь такие машины смогут перемещаться по мокрой трассе.

Определенные выводы основаны на исследованиях скуки и монотонности, которые ученые-психологи проводили в последние годы. Подробно изучили то, как отвлеченные мысли и невнимательность могут быть результатом как чрезмерного напряжения, так и не слишком стимулирующей обстановки, например, при взгляде в окно автономного автомобиля.

Без водителя не обойтись

Даже со сложными системами помощи при вождении, такими как режим «Автопилот» «Теслы», автомобилям понадобится бодрствующий, готовый принять на себя управление человек за рулем. Автономные транспортные средства проходят всесторонние испытания, но просто невозможно сказать, когда из-за условий на дороге или неисправной технологии потребуется старомодное нажатие педали и поворот рулевого колеса.

Ученые-психологи в Германии недавно продемонстрировали влияние усталости на путешественников за рулем стандартных транспортных средств по сравнению с автономными автомобилями. Исследователи протестировали 60 водителей в симуляторе и обнаружили, что участники быстрее уставали в условиях автономной машины, особенно когда им хотелось спать с самого начала.

Водители, лишенные сна, реагировали медленнее, чем просто скучающие водители, осуществляя ручное управление транспортным средством в тренажере, когда дождливые дорожные условия требовали от них вождения.

Порядок эксперимента

Моделирование движения по дороге включало несколько условий:

  1. Одна группа участников вела машину вечером после сна примерно 5 часов (или менее) ночью (в соответствии с указаниями исследователей). Эти участники ехали до тех пор, пока не начинали проявлять усталость, о чем судили пара наблюдателей, обученных замечать поведение, связанное с утомлением. Половина участников ездила вручную на тренажере, а половина - на автономных автомобилях.
  2. Вторая группа участников была помещена в те же условия на симуляторе транспортного средства, но в среднем спала 8 часов и ехала в течение часа.

Половина лишенных сна автономных водителей умеренно устала после всего лишь 20 минут симуляции. Водители, лишенные сна, управляя машиной вручную, достигли такого же уровня усталости через 45–50 минут после начала теста.

Среди хорошо отдохнувших участников автономное вождение вызывало усталость через 35 минут. Водители, которые вели машину вручную из хорошо отдохнувшей группы, согласно отчету об исследовании, почти не проявляли признаков усталости в течение 1 часа симулированного вождения в монотонной среде.

Принимая управление автомобилем, автономные водители медленнее смотрели на индикаторы скорости после предупреждения и имитации плохой погоды.

Водители, работающие в ручном режиме управления, переключали полосы движения и избегали торможения машины, находящейся прямо перед ними, в то время как автономные водители чаще всего просто замедляли движение и оставались в той же полосе, предполагая, что им не хватает осведомленности о полосах движения по обе стороны от них.

Сохранение необходимой реакции

Как можно себе представить, измерять «сонливость» в лаборатории сложно. Для этого эксперимента обученные эксперты наблюдали за водителями в течение 1 минуты через каждые 5 минут. Их учили искать особое поведение, такое как медленное моргание, кивки головой, зевота и потирание лица.

Таким образом, измерения были основаны на наблюдаемом поведении, а не на том, насколько сонным выглядит этот человек. Водителей также попросили оценить их собственную сонливость по шкале от 1 до 9, чтобы сравнить их с оценками наблюдателей, и эти два показателя сочетались хорошо.

Ученые готовятся к дополнительным исследованиям, которые помогут понять, может ли участие в интересных задачах в автономном автомобиле держать водителей в бодрствующем состоянии или будет отвлекать их от подготовки к управлению транспортным средством в случае необходимости.

Как видите, кроме того что рассчитывать на авто будущего не стоит, результаты исследований об усталости тоже настораживают...

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы рискуете отправляться в дорогу, ощущая желание поспать?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.