Где "умирают" атомные подлодки?

Очень часто атомные субмарины фигурируют в фильмах разных жанров. Они зачастую становятся местом действия картины. Режиссеры и авторы сценария возлагают на эти машины огромные миссии.

Однако не стоит забывать о том, что срок службы подлодки истекает. Со временем она превращает в источник радиоактивного излучения, ведь изъять отработанное топливо достаточно трудно. Огромные силы уходят на демонтаж оружия времён Холодной войны.

Некоторые страны имеют «могильники» атомных субмарин. В России они расположились во Владивостоке, в США – за Полярным кругом.атомные субмарины

Все эти «захоронения» отличаются друг от друга. Однако самые небезопасные находятся на побережье Карского моря: на трёхсотметровой глубине залегли ядерные реакторы, демонтированные с подводных лодок. В конце ХХ века все списанные со службы субмарины просто затапливали в море.

«Могильник» субмарин на дне моря

На Кольском полуострове расположились «могильники» дизель-электрических подводных лодок. Они не затоплены, поэтому из воды виднеются ржавые, накренённые, разрушенные корпуса субмарин.демонтаж

Если рассматривать экологическую сторону вопроса о Карском море, то исследователи твердят, что советский флот сделал из моря аквариум радиоактивного мусора. По данным исследователей, на дне лежат около 17 тыс контейнеров с радиоактивными отходами, 5 атомных субмарин, две из которых были затоплены с топливом.реактор

Недавно был поднят вопрос о прокладке на Карском море нефтепровода. Но, если при бурении скважины будет задет этот радиоактивный мусор, морю и близлежащей территории грозит радиоактивное загрязнение.

Безопасный процесс утилизации

Официальные кладбища атомных субмарин можно найти на картах. В России на Кольском полуострове в губе Сайда расположены стальные контейнеры-тубусы длиной до 12 метров, где хранятся списанные машины.захоронения

Чтобы отправить субмарину на «захоронение», необходимо извлечь все топливо. Для этого лодку буксируют в док, где сливают всю отработанную жидкость из реакторного отсека, обнажая топливные сборки. Последние помещают в специальный контейнер и отправляют для утилизации.

Даже после извлечения всей жидкости, которая содержала уран, реакторные отсеки все равно остаются радиоактивными, так как за время своей службы металл стал радиоактивным. Поэтому лодку транспортируют в сухой док, где вырезают данный отсек, далее его герметично запаивают. Нерадиоактивные части субмарины утилизируются отдельно.

Замерший реактор

В России относительно недавно стал применяться такой способ утилизации, перенятый у Америки. Однако такой метод не всегда возможен. Дело в том, что у некоторых субмарин, построенных в советское время, реактор охлаждался не водой, а сплавом свинца. После прекращения работы такого реактора данный охладитель замерзает, а реактор превращается в монолит. На сегодняшний день существует две таких лодки, они не утилизированы, а просто отбуксированы на удаленную стоянку.субмарина

В России в итоге утилизировано 120 подводных лодок, принадлежащих Северному флоту, и 75 – Тихоокеанскому.

Отработанное топливо

В 1953 году в США на воду была спущена первая атомная подводная лодка. С того времени отработанное топливо всех последующих субмарин хранится в Айдахо. Его не закапывают в землю, однако другие виды отходов находятся в земле. Местные жители негодуют, ведь данные захоронения находятся над водоносным горизонтом. Неизвестно, как эти отходы скажутся на пресной воде. Радиоактивные вещества попадают в окружающую среду даже при соблюдении всех мер безопасности.утилизация

Утилизация атомных подводных лодок - очень долгий и затратный процесс. К сожалению, это не влияет на стремление строить новые субмарины. Таким образом, захоронения подводных лодок будут не уменьшаться, а только расти.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.