100 миллиардов вещей для 7 миллиардов людей: как дешевая модная одежда ведет мир в неправильном направлении

Индустрия моды -это не только красиво, но еще и очень вредно. В 2015 году в мире было произведено 100 миллиардов предметов одежды, для которой использовали тонны воды и кислорода. Проблема заключается не только в затратах на производство, но и в том, что многие компании утилизируют нераспроданную одежду, просто сжигая ее. Что такое fast fashion и как это вредит нашей планете?

«Быстрая мода»

Весь мир маркетинга направлен на то, чтобы люди больше покупали. В этом нет ничего плохого, ведь мы живем в обществе потребления, на котором построена вся экономическая система. Опасность представляют не сами вещи, а то, в каком количестве мы их покупаем.

Что такое fast fashion? Это явление в модном мире, которое позволяет обновлять брендам масс-маркета свои коллекции несколько раз в год. ZARA, H&M, Mango копируют тенденции с подиумов и недель высокой моды и воплощают это в своих многочисленных коллекциях. Это позволяет их вещам быть актуальными и востребованными у покупателей, ведь на витрине всегда висит что-то новое. Но поскольку такая одежда делается из плохих и некачественных материалов и быстро устаревает, большая часть оказывается на помойке в течение года.

Увеличение производственных мощностей

За последние три десятилетия бренды усовершенствовали искусство изготовления дешевой одежды. Для этого им пришлось прибегнуть к низкооплачиваемой рабочей силе в странах третьего мира и к использованию недорогих материалов на основе пластика. А поскольку большинство компаний составляют новые коллекции за 6-9 месяцев, их прогнозы редко получаются точными. Всегда есть образы, которые никто не хочет покупать.

Когда бренды выпускают тысячи новых моделей каждый сезон, проблема нереализованной одежды только возрастает. The New York Times сообщает, что электростанция в шведском городе Вестаресе, в котором базируется завод H&M, получает свое энергию отчасти от сжигания продуктов компании.

Экологические последствия

Производство такого большого количества одежды имеет огромные экологические издержки, которые не сразу становятся очевидны для потребителей. Однако ясно, что индустрия моды вносит большой вклад в разрушение нашей планеты. В отчете ООН говорится, что уже к 2040 году среднегодовая температура может повыситься на 2,4 градуса, что приведет к повышению уровня воды, усилению засухи и нехватке продовольствия. Активисты, мировые лидеры и общественность только начинают обращать свое внимание на то, какой вклад в это вносит производство одежды.

Бренды должны выпускать меньше, а люди - меньше покупать. Сейчас многие уже пытаются как-то повлиять на ситуацию: например, несколько стартапов пытаются переосмыслить саму концепцию моды в безопасном для экологии ключе. Однако все изменения происходят слишком медленно.

Одежда, которую никто не хочет

Несмотря на все заверения H&M в том, что они не сжигают одежду, практика показывает, что это не так. Только в 2018 году этот бренд сжег предметов гардероба на 4,3 миллиарда долларов. Причина была проста - эту одежду, несмотря на гигантские скидки, никто не захотел покупать.

Каждая вещь из этой огромной кучи требовала времени, природного сырья, транспортировки - издержек, которые оказывают решающее воздействие на нашу окружающую среду. А в результате все это просто сожгли. При горении выделяется около 3000 фунтов углекислого газа в час, что даже больше, чем при сжигании угля.

H&M опубликовало заявление о том, что одежда была сожжена потому, что содержала большое количество свинца и была заражена плесенью. Но масштаб этой акции наглядно показывает, сколько вещей производится каждый год.

Пути решения проблемы

Сейчас компании всего мира пытаются бороться с избыточным количеством нереализованных вещей. Далеко не все бренды поступают так же, как и H&M. Например, Gap предпочитает устраивать большие распродажи, которые позволяют распродать коллекции. Большие скидки гораздо лучше, чем сжигание. Однако большинство таких вещей попадают на помойку уже через несколько месяцев из-за своей странной цветовой гаммы, кроя или неактуальности. Ведь всю эту одежду никто не покупает не просто так. К тому же большие скидки обесценивают для покупателю вещь, в результате чего он надевает ее максимум пару раз.

100 миллиардов одежды для 7 миллиардов людей

За последние несколько лет бренды пересмотрели модели своего производства, постаравшись снизить вред для окружающей среды. Например, Adidas избавился от пластика, Levi’s сократил количество отходов, а Nike перешел на возобновляемую энергию. Все это важные шаги в правильном направлении, которые, однако, не решают основной проблемы - избыточного производства одежды.

В 2015 году в мире было произведено 100 миллиардов вещей - в два раза больше аналогичных показателей в 2002 году. Это в корне изменило наше отношение к одежде. Теперь вы воспринимаем ее не как долгосрочную покупку, а как нечто одноразовое, что можно выкинуть через 7-10 применений. Исследования показывают, что мы носим только 20% содержимого наших шкафов.

Одежда продолжает «затапливать» планету. При этом перепроизводство не приносит выгоды ни людям, ни компаниям. К счастью, уже сейчас многие небольшие бренды начинают отдавать предпочтение старой модели прошлого, создавая качественные и долговечные вещи. Эти стартапы растут, в то время как гиганты масс-маркета находятся в упадке. Похоже, люди и сами устали от шкафов, которые ломятся от ненужных им вещей. Изменить свои привычки несложно, а в результате мы сможем стать не только более довольными собой, но и сохранить планету.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы часто покупаете себе одежду? Страдаете от переполненных шкафов?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.