Пакету - нет! Как работают российские магазины, в которых вообще нет упаковок

Прошло всего несколько недель с тех пор, как магазин сети Rimping в Чиангмае (Таиланд) начал продавать свежие овощи, завернутые, вместо целлофанового кулька, в зеленый банановый лист. Такая упаковка, считают эксперты, выглядит не только красиво, но и позволяет товару «дышать». Овощи и фрукты дольше остаются свежими. Но самое главное – такой пакет из банановых листьев даже более экологичный, чем бумажный, не говоря уже о пластике.

Начинание тайцев тут же поддержали вьетнамцы. С 1 апреля пальмовую упаковку для овощей, зелени и фруктов внедрили такие крупные сети, как Big C, Co.opmart и LOTTE Mart. В России проблема с пластиком тоже является насущной. Только вот климат не позволяет выращивать пальмы. Что можно противопоставить такой супер-экологической упаковке, как древесные листья? Только отсутствие упаковки! Как это будет работать? Давайте узнаем.

Что такое концепция «Нуль отходов»

В Европе уже давно внедрена практика Zero waste. Это – новый принцип отношения к антропологическому влиянию на окружающую среду. Общество потребления склонно к чрезмерному производству товаров. И современный покупатель хочет, чтобы продукты были расфасованы в красивые обертки. А вы задумывались над тем, что чаще всего продается в супермаркетах? Оказывается, самым ходовым товаром является не хлеб наш насущный, а… целлофановые пакетики.

И даже если они предоставляются покупателям бесплатно, будьте уверены: их стоимость уже включена в цену товаров, которые в них фасуются. И вся эта огромная масса целлофана оседает потом в парках, лесополосах, разносится ветром по улицам городов. А ведь срок распада пластика – тысяча лет! Чтобы снизить количество мусора на нашей планете, мало заводов по их переработке. Нужно уменьшить и производство этого мусора. Это и есть основа концепции «Нуль отходов».

Беа Джонсон и ее пять «R»

Впервые суммировала принципы Zero waste эко-активистка из Америки. Беа Джонсон выделила 5 основополагающих методов, которые, по ее мнению, могут спасти нашу планету от экологического Апокалипсиса. Волей случая, все они начинаются на букву «R»: Refuse, Reduce, Reuse, Recycle and Rot. Это можно перевести как: Отказ (от пластика), сокращение (другого мусора), повторное использование (кульков и пакетов), переработка (бумаги и тканей) и компостирование (органических отходов).

Сначала Беа Джонсон протестировала концепцию на своей семье. И за год у них накопилась всего литровая банка мусора, который они не могли ни переработать, ни употребить на компост. В 2013 году книга Беа Джонсон стала бестселлером сначала в США, а потом ее перевели на 22 языка мира. Эко-защитница стала лицом политики «Нуль отходов». Она также выпустила немало роликов на YouTube.

Как работают магазины без упаковок

Идеей Беа Джонсон загорелись многие энтузиасты по всему миру. И первыми стали внедрять ее экологически грамотные жители Западной Европы, США и Канады. Оказывается, концепция «Нуль отходов» работает лучше, если ее поддерживают и торговые сети. И вот первые магазины, куда покупатели приходят со своими мешочками, сумочками и пакетами, появились в Германии (Original Unverpackt), во Франции (Day by Day), в Великобритании (Unpackaged).

Все товары в них нефасованные. Мало того: магазины заказывают продукты только у тех поставщиков, которые привозят опт в тряпичных мешках или контейнерах многоразового использования. Выгодно ли это самим продавцам? Как показывает опыт, сначала покупателями таких магазинов становятся экологически сознательные граждане. Но потом к ним присоединяются те, кто хочет сэкономить. Ведь нефасованные товары оказываются на 40 процентов (только вдумайтесь в эту цифру!) дешевле аналогичных в упаковке.

Борьба с пластиком

Самым большим врагом нашей планеты является не падение астероида, не мировой военный конфликт, а одноразовый пластиковый кулечек. Собирать такой мусор чрезвычайно сложно, а для его полной переработки требуется специальное оборудование. Поэтому с 2015 года в Евросоюзе действует политика «О сокращении употребления пластиковых пакетов». Согласно ей, к 2019 г. один гражданин ЕС должен потреблять 90 кулечков в год, а к 2025 г. это количество должно сократиться до 40 штук.

Как это сделать? Ударить покупателя по карману. Теперь кулечки можно купить, а не просто взять, причем их стоимость год от года растет. В связи с этим даже несознательные граждане вынуждены приходить в магазин со своей тарой. В Ирландии, которая борется с засильем пластика с 2002 года, его производство сократилось на 95 %. Все больше стран принимают законы об уменьшении или полном запрете полиэтиленовых кульков. Последней на этот путь встала Грузия, приняв соответствующее постановление 1 октября 2018 года.

Какова ситуация в России

Правительство РФ часто декларирует особый, отличный от Европы, путь развития страны. Наверное, потому на окраинах российских городов, в лесах и даже парках столько мусора. Активисты пытаются его собирать, утилизировать. Но при огромных масштабах производства пластика все их усилия кажутся трудом Сизифа. Хорошо, что появились предприниматели, которым важна не только прибыль. Они думают и о будущем нашей планеты.

Многие из них были вдохновлены примером Беа Джонсон, просмотрев ее видеоролики или прочитав книгу. Другие просто выехали за город и ужаснулись увиденной экологической картине. Так или иначе, они самостоятельно присоединились к европейской концепции «Нуль отходов», поддержав акцию организации «Гринпис» - «Порви с пакетом, освободи планету!»

Магазины без упаковки в России

Первая такая торговая точка была открыта августе 2017 года в Петрозаводске. «Магазин без упаковки» работает по адресу: ул. Краснофлотская, 34. Опыт Карелии тут же поддержала Северная столица. В СПб сейчас работают несколько магазинов: «Покупай правильно» (ул. Хошимина, 13), «В 12» (7-я линия Васильевского острова, 40 Б) и «Крупа» (ул. Шамшева, 11).

В Москве ZeroWasteShop Moscow можно найти около ст.м. Дмитровская, на улице Новодмитровская, 1, стр. 26. Отрадно, что такие магазины стали открываться и в других городах России. Это «Пакетам нет» в Тюмени (Заречный проезд, 41), «Развесная лавка» в Бийске (ул. И.Мухачева, 232), «Душица» в Перми.

Трудности, с которыми сталкиваются российские предприниматели

Поначалу магазины едва отбивали средства на аренду помещения. Все-таки экологически несознательных граждан в России значительно больше, чем в Европе. Но постепенно покупателями таких магазинов стали малообеспеченные слои населения – ведь нефасованные товары дешевле. Главной трудностью, с которой сталкиваются предприниматели, являются поставщики. Они привозят оптовые товары в целлофановых мешках или коробках, обмотанных полиэтиленом. И на претензии отвечают: "Так он же прозрачный!" Но невидимый - не значит не существующий.

Теперь – слово за правительством

Но без директив, принятых на самом высоком уровне, безупаковочные магазины не переломят ситуации с мусором. Пока что кулечки можно набрать – и «бесплатно» - в любом супермаркете. Лишь немногие торговые сети, принадлежащие европейским корпорациям (как, к примеру, «Ашан») заменили вредный пластик на бумажные пакеты. Требуется проводить правительственную политику о снижении выработки целлофановых кульков. При этом ждать сиюминутных результатов тоже не приходится.

Слишком уж приучен покупатель к красивым упаковкам с рекламным наполнением. Не все готовы идти, скажем, за гелем для душа со своей бутылочкой. Но вот производитель косметической продукции Mi&Ko одним из первых наладил прием стеклянных баночек из-под своих кремов. Но я считаю, что Государственная Дума просто обязана принять соответствующий законопроект, помогающий эко-активистам снизить давление пластика на нашу Землю.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы готовы идти в магазин со своей тарой?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.