На поверхности Марса течет вода - считают ученые

Очень долго Марс воспринимался как пыльная, замороженная планета. Однако совсем недавно ученые из НАСА объявили, что нашли неопровержимые доказательства жидкой воды на поверхности планеты. Данное открытие, естественно, открывает новый этап в спорах о том, была ли жизнь на Марсе и есть ли она там до сих пор?

Марс – близкая планета

марс

Являясь второй по отдаленности от Земли планетой после Венеры, Марс постоянно притягивает к себе внимание людей. В последние десятилетия интерес возрос еще сильнее, так как снимки из космоса показали, насколько похож Марс на Землю, например, наличием облаков, ветра, сменой сезонов и дней, которые также длятся примерно по 24 земных часа, а также некоторыми природными особенностями, такими как вулканы и каньоны. С конца 19 века Марс рассматривался как наиболее вероятное место существования внеземной жизни, а также в качестве наиболее вероятного будущего места обитания людей.

Отсутствие воды

вода

Однако, естественно, существовала огромная преграда, которая перечеркивала абсолютно все надежды – это полное отсутствие воды, одного из самых важных компонентов, необходимых для поддержания человеческой жизни. Ученые считают, что несколько миллиардов лет назад на Марсе была вода, в том числе реки, озера и, возможно, даже океан. Большинство влаги исчезло с поверхности планеты, а оставшаяся замерзла. Однако совсем недавно ученые объявили о том, что они нашли неопровержимые доказательства того, что на поверхности Марса имеется жидкая вода.

Наблюдения

жизнь

Используя изображения, собранные межпланетной орбитальной станцией, ученые проанализировали темные полосы, простирающиеся на склонах каньонов, гор и кратеров. Эти полосы полностью соответствуют форме склонов, появляются сезонно, когда температура возрастает, а когда понижается – исчезают. С 2011 года, когда эти полосы были обнаружены, ученые подозревали их связь с водой, но тогда это было невозможно доказать.

Анализ

наса

Исследователи провели анализ изображений с высоким разрешением, полученных недавно со станции, и обнаружили отражение от этих полос световых волн, наличие в них солей, известных как перхлораты. Эти химические вещества поглощают воду из атмосферы Марса и позволяют ей оставаться жидкой даже при очень низких температурах, ведь средняя температура на Марсе составляет около минус семидесяти градусов по Фаренгейту. Также эти вещества предотвращают выпаривание воды из атмосферы планеты.

Наиболее убедительный случай

Это далеко не первый раз, когда ученые находили свидетельства того, что на поверхности Марса имеется вода, но именно этот случай является наиболее убедительным. До сих пор не понятно точно, откуда вода берется. Наиболее вероятная версия была описана выше – перхлораты действуют как губки и впитывают воду из атмосферы. Также рассматриваются варианты плавления льда в недрах планеты, водоносного горизонта ниже поверхности планеты, который замерзает зимой и тает летом – тогда вода и просачивается на поверхность. Обнаружение источника воды станет следующим этапом исследования.

Перспективы

Также стоит отметить, что ученым еще предстоит разобраться с тем, насколько значительным является данное открытие в вопросах жизни на Марсе – прошлой, настоящей и даже будущей. Наличие жидкой воды на Марсе, даже если она невероятно соленая, дает возможность предположить, что на этой планете может быть жизнь. И ученым еще предстоит подумать о том, каким именно образом эти формы жизни могут выживать на Марсе. Ну и, конечно же, стоит вернуться к вопросу о том, сможет ли человек жить на Марсе в отдаленном будущем. Естественно, данных пока мало, да и сама вероятность крайне невысока, но наличие жидкой воды может сильно изменить расклад.