Гигантский вирус, обнаруженный в Сибири, способен поразить и спустя 30000 лет

Ему 30 тысяч лет, и он все еще активен – гигантский вирус, обнаруженный недавно в сибирской мерзлоте, показывает, что огромные древние вирусы были гораздо более разнообразными, чем полагалось ранее. Также стоит отметить, что этот вирус потенциально имеет способность заражать, если его растопить после сильной заморозки, которую ему обеспечила Сибирь, хотя он и не представляет никакой опасности для человека. Постепенно земной шар нагревается, льды тают, соответственно, бурение и копание приводят к новым, еще неисследованным участкам и неожиданным находкам. Естественно, должны быть приняты меры предосторожности при проникновении в мерзлую землю. Хоть вирусы и нельзя назвать «живыми», сибирский вирус функционален и способен к заражению.

Обнаружение гигантов

вирус

Новый вирус не является угрозой для человека – он инфицировал одноклеточных амеб в эпохе палеолита. Названный Mollivirus sibericum, новый вирус был найден в образце почвы, взятом с глубины примерно 30 метров. Этот вирус является членом новой вирусной семьи, четвертой из подобных найденных за все время. Еще десять лет назад они считались универсально крошечными, их изолировали путем техник фильтрации, которые отсеивали более крупные частицы. Однако после открытия вируса, который заражал амеб, получившего название мимивирус, исследователи расширили спектр поиска и стали искать также большие вирусы. Мимивирус и ему подобные вирусы настолько велики, что их можно увидеть под обычным микроскопом. Самый крупный из этой группы имеет диаметр 500 нанометров. Обычные вирусы имеют диаметр около 20 нанометров и, ка правило, не превышают 200 нанометров. С момента открытия семейства мимивирусов ученые обнаружили еще два семейства, причем одно из них было обнаружено в том же образце почвы, что и Mollivirus sibericum.

Необычная эволюция

Молливирус шире в диаметре, чем другие обнаруженные ранее гигантские вирусы – 600 нанометров против 500. Его геном имеет 600 тысяч «ступенек» на лестнице ДНК, которые содержат генетическую информацию о создании 500 видов белка. Он действует путем взлома и захвата клетки, вместо которой начинает свою деятельность. Ученые были заинтересованы в том, чтобы понять, как воскрешенные гигантские вирусы действуют, как они развивались и как повлияли на эволюцию клеток. Вирусы внедряются в клетки, и вирусная ДНК иногда становится неотъемлемой частью генома клетки. Они сыграли очень важную роль в эволюции клеток.

Разнообразие

сибирь

На данном этапе ученые узнали о существовании четырех семейств гигантских вирусов и могут с уверенностью сказать, что они еще более разнообразны. Техника исследований на сегодняшний день не представляет угрозы для людей или животных, но вполне возможно, что глубоко под землей скрываются вирусы, которые могут стать опасными. Но такие вирусы похоронены очень глубоко, и единственное, что их может разбудить – это деятельность человека, такая как бурение и добыча полезных ископаемых, нефти и природного газа. Обнаружение их показало, что они могут оставаться активными и заразными в течение десятков тысяч лет. Однако до сегодняшнего дня ученым пока не удалось обнаружить ни одного гигантского вируса, который мог бы представлять угрозу для человека. Более глубокие исследования помогут прояснить вероятность риска, но и нынешнее исследование имеет потенциал, чтобы ответить на некоторые интересующие ученых вопросы.

Перспективы

Ученые полагают, что нахождение гигантских вирусов поможет им понять, как зародилась жизнь на Земле. Они полагают, что существует еще большое количество разнообразных древних вирусов, которые скрыты глубоко под землей. И если проводить осторожные исследования и постепенно обнаруживать новые виды, то каждый из них может открывать новую страничку в истории не только самого человечества, но и планеты Земля в целом. Ведь эти вирусы являются одними из самых древнейших созданий, и, вполне возможно, именно они повлияли на то, как именно развивались клетки – и во что в итоге превратились. Сейчас ученые работают с полученными материалами, исследуют их, а также делают выводы, но при этом, естественно, планируются поиски новых вирусов в образцах земли, взятых с еще большей глубины, чем те, в которых был найден новый гигантский вирус, вызвавший такой большой ажиотаж в мире науки и обещающий большие открытия.