Как метеорит, убивший динозавров, повлиял на формирование Земли?

Ученые предполагают, что астероид, который врезался в Землю и убил динозавров, имел в миллиард раз больше энергии, чем атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки. Многие полагают, что его воздействие вызвало массовое вымирание, уничтожив динозавров на суше и многочисленные формы жизни в океанах. Но выяснить подробности того, как все происходило, довольно трудно, так как Чиксулуб - оставленный астероидом кратер - похоронен под осадочными породами.

метеорит

Экспедиция к месту падения астероида

Ранее в этом году, во время экспедиции к месту падения метеорита у побережья Мексики, ученые смогли получить образцы горных пород. Для этого они пробурили каменистый внутренний хребет кратера, известный как кольцо пиков, захороненный ниже морского дна, на глубине до 1300 метров. Первые анализы этих образцов дают нам новые доказательства того, как, возможно, это кольцо было сформировано.

метеорит

Как астероиды могли повлиять на развитие жизни

Они также показывают, что повлияло на горные породы кольца пиков, повысив их пористость. Это очень важно, поскольку пористые породы богаты питательными веществами, что создает благоприятные условия для развития простых форм жизни. Так что, возможно, воздействие кратера Чиксулуб может показать, как астероиды, падавшие на Землю в начале ее истории, помогли создать условия для жизни. Тем не менее есть и другие факторы, которые могли повлиять на формирование планеты и жизни на ней, поэтому ученые должны быть осторожными и не делать слишком много выводов из этого одного исследования.

Новое исследование

Новое исследование под руководством профессора Джоанны Морган из Имперского колледжа в Лондоне, опубликованное в журнале Science, пытается объяснить, почему существуют концентрические кольца горных пиков в пределах кратера. Кратер Чиксулуб является единственным на Земле, имеющим подобное пиковое кольцо. Именно поэтому исследователи также использовали наблюдения с Венеры, Марса и Луны, чтобы обеспечить поддержку своей теории.метеорит

Возможные модели появления кольца пиков

По словам ученых, существуют данные, подтверждающие, что формирование пикового кольца происходило по так называемой динамической модели коллапса. Согласно такой модели, первоначальное воздействие астероида на поверхность планеты приводит к тому, что она прогибается вниз, а затем поднимается, образуя на поверхности центральный пик. Затем он разрушается, выталкивая астероид и перекрываясь осадочными слоями, что создает кольцо пиков.метеорит

Это контрастирует с другим сценарием, известным как модель вложенного расплава полости, которая плохо согласуется с данными, полученными учеными в кратере Чиксулуб. Согласно второй модели, центральная часть места удара имела такую высокую температуру, что начала плавиться, и это привело к развитию пикового кольца. Однако процессы, способствующие этому, еще не полностью определены.

метеорит

Данные, полученные из образцов во время бурения, включают в себя прямое физическое доказательство высокого уровня давления и температуры, которые повлияли на скалы. Эти особенности не были бы возможны в поверхностных породах Земли без экстремальных явлений, таких как падение астероида. Кроме того, они не могут быть частью процессов тектоники плит, которые имеют место при более низкой температуре и давлении, чем те, которые требуются, чтобы сформировать эти материалы.метеорит

Что происходило во время удара

Новое исследование имеет большое значение, помогая нам понять, что происходило в пространстве сразу же после удара. Данные показывают, что слой осадочных пород, покрывающих более глубокую корку (часто называемый «подвалом») был сильно смещен. В этих местах есть породы фундамента, лежащие на верхней части осадочных пород в пределах кратера, формирование которого было бы возможно только из-за воздействия высоких энергий.метеорит

Такого рода воздействия играют важную роль в модификации поверхностных пород планеты или спутника, вертикально смещая материалы ее коры. Таким образом, мы можем предположить, что воздействие астероидов очень важно в начале истории формирования планеты, в том числе Земли. Новый документ даже кратко упоминает о том, что исследование, возможно, поможет нам понять процессы, с помощью которых возникла жизнь на нашей планете.

Морган отметила, что астероиды, которые сделали горные породы Земли более пористыми, тем самым, возможно, помогли создать условия, которые были пригодными для развития первых организмов.

Происхождение жизни остается загадкой

Тем не менее существуют огромные проблемы в объяснении того, как неорганические процессы могли создать жизнь на планете. Известные эксперименты Стэнли Миллера в 1950-е годы показали, что аминокислоты могут быть созданы во время высокоэнергетических событий (например, при ударе молнии), если присутствует двуокись углерода, метана, водорода и соединения азота, а ведь все эти элементы есть на поверхности Земли.

Но в своей ранней истории Земля не имела озонового щита, который смог бы защитить жизнь от разрушающего ультрафиолетового света. Многие ученые теперь утверждают, что она формировалась в глубинах океана. Извержения современных вулканов в океанах производят выбросы, которые способствуют выживанию сообществ организмов, обеспечивая потенциальное альтернативное место для первой жизни.метеорит

В качестве интерпретации процессов, участвующих в формировании ударных кратеров, новое исследование является впечатляющим достижением в нашем понимании. Но представленные им доказательства того, как возникла жизнь на Земле, ограничиваются лишь намеками на то, что могло произойти.