Обнаружены следы двух древних мегацунами на Марсе

Ученые практически уверены, что на Марсе когда-то было много воды. Так, по их мнению, раньше существовал большой океан в северном полушарии планеты. Но исследователи уже давно обеспокоены отсутствием каких-либо заметных свидетельств этого древнего водоема, а в особенности береговой линии, которая свойственна морям на Земле.

Где же находится береговая линия на Марсе?

Эта тайна, возможно, будет решена благодаря новым исследованиям. Команда во главе с Алексисом Родригесом из Института планетарной науки в Аризоне обнаружила доказательства двух древних мегацунами на Марсе. Эти огромные стены воды распространились по планете, смывая все доказательства существования береговой линии.цунами

Более чем четверть века отсутствие видимой береговой линии рассматривалось как противоречие гипотезе о том, что на Марсе существовал огромный океан примерно 3,4 млрд лет назад. Открытие команды ученых под руководством Родригеса предлагает простое решение этой проблемы.

Что же стало причиной образования мегацунами?

Причинами образования этих цунами могли стать два астероида, падения которых разделены несколькими миллионами лет. В результате катастрофы на дне океана образовались кратеры диаметром тридцать километров каждый. Образовавшееся в результате такого воздействия цунами должно было достигать ста двадцати метров в высоту. Когда каждая из этих волн достигала берега, она должна была растянуться на двести пятьдесят километров в ширину.марс

Именно на первом цунами лежит ответственность за размывание первоначальной береговой линии. Но к тому времени, как на планету обрушилось второе цунами, быстрое изменение климата на Марсе уже превратило большую часть воды в лед. В результате второе цунами перемещало смесь из воды и льда и не оказывало существенного влияния на деформацию береговой линии.

В будущем ученых может заинтересовать изучение мест падения астероидов, которые стали причиной мегацунами. Более того, второй кратер потенциально может содержать образцы замороженного древнего марсианского океана. Это довольно заманчивая перспектива для тех, кто хочет отправиться на Марс для его изучения.

Как проводилось исследование?

Подтверждение образования этих древних цунами происходит от тепловых изображений двух регионов на северных равнинах Марса. Это позволило исследователям сделать предположение о том, где находился уровень береговой линии на молодом Марсе 3,4 млрд лет назад.цунами

Более того, исследователи считают, что это были не единственные два события, которые, возможно, видоизменили береговые линии древнего океана, исчезнувшего, когда планета утратила свою атмосферу. Мегацунами, вызванные другими воздействиями, или даже огромные оползни и марсианские землетрясения также могли сыграть свою роль в сокрытии остатков океана.

Потенциал для исследований

В последующих исследованиях ученые планируют охарактеризовать эти местности и оценить их потенциал для будущей разведывательной работы на поверхности планеты. Это поднимает тему захватывающей перспективы того, что будущие миссии на Марс – пилотируемые или беспилотные – могут доставить образцы из этих регионов.океан

Пожалуй, больше всего воодушевления вызывает мысль о том, что один из этих регионов может стать лучшим местом для поиска древней жизни на Марсе. В частности, ледяные глыбы могут содержать замороженные биосигнатуры из соленого океана. Планетарные правила разведки в настоящее время запрещают космическим аппаратам изучать такие регионы из-за риска заражения. Но можно надеяться, что в будущем ученые получат больше свободы, особенно если эта теория подтвердится.