Астрономы предполагают, что красная сверхновая звезда осветит ночное небо через пять лет

Знаете ли вы, что время от времени звезды выстраиваются в ряд, затем сливаются, после чего происходит катастрофический взрыв, который приводит к выбросу облаков пыли и газа во всем пространстве? Или, по крайней мере, это предполагаемый сценарий рождения редких «красных сверхновых звезд», названных так в честь их характерного красного цвета.

Наблюдения за рождением сверхновых

Одно из наиболее изученных рождений «красной сверхновой звезды» произошло в 2008 году. Объект, называемый V1309 Скорпион, до взрыва был двойной звездной системой (также называемой бинарной). Прошло более 6 лет, прежде чем эта система объединилась и взорвалась.красная сверхновая

Но астрономы отчаянно пытаются найти как можно больше таких двойных систем, прежде чем они взорвутся, так как наблюдение за космическими столкновениями позволяют не только выявить много нового об эволюции звезд и туманностей, но и узнать, как необходимые для их появления элементы распространяются в пространстве.

Частью этих усилий астрономов является тщательный поиск двойных звездных систем, которые выглядят так, как будто готовы взорваться спустя год или два.

Прогнозы американского астронома

Тем не менее Ларри Мольнар, астроном Колледжа Кельвина в штате Мичиган, сделал большой шаг вперед вместе с несколькими своими коллегами и студентами. Он утверждает, что ему удалось не только найти необходимую бинарную систему звезд, но и предсказать, когда произойдет ее взрыв, который приведет к рождению красной сверхновой звезды.

Никто никогда не видел, как ведут себя звезды накануне этого вида взрыва. Ученые могли наблюдать только свершившийся факт, то есть сам взрыв. Ранее ни один астроном не мог сказать, когда именно звезда собирается взорваться, - утверждает Мольнар. Но его прогноз оказался достаточно конкретным для астрофизики: Мольнар говорит, что рождение красной сверхновой произойдет спустя всего лишь 5 лет.

На самом деле, в соответствии с предсказанием Мольнара, звездная вспышка должна быть видна в ночном небе без помощи бинокля или телескопа.

Учитывая отсутствие жизнеспособных альтернатив, мы должны серьезно отнестись даже к маловероятной гипотезе подобного происшествия.

Танец смерти

Звезды, о которых идет речь, - это система под названием KIC 9832227, и они заперты в "танце смерти".

На самом деле они находятся настолько близко друг к другу, что разделяют между собой атмосферную плазму.красная сверхновая

Если бы вы могли волшебным образом телепортироваться к системе, которая находится на расстоянии примерно 1700 световых лет от нас на фоне созвездия Лебедя, она бы напомнила вам блестящую светящуюся кеглю для боулинга.

Что астрономам известно о KIC 9832227

Но никто ранее не был уверен, что KIC 9832227 на самом деле является двойной звездной системой. Все астрономы знали, что ее яркость изменялась на протяжении многих лет. Многие типы звезд и звездных систем «пульсируют», изменяя свою яркость, поэтому Мольнар должен был сначала исключить любые сомнения в том, что это именно две звезды.

Только в 2015 году он обнаружил, что KIC 9832227 вел себя так же, как V1309 Скорпиона, – одна из самых известных бинарных систем, и что взаимные орбиты звезд приближались.

За последние десять лет период KIC 9832227 становился все короче, - сообщает Мольнар и его команда в исследовательском плакате об их открытии. Это означает, что звезды вращаются быстрее и становятся ближе друг к другу.красная сверхновая

Недавно команда исключила более «приземленные» объяснения того, что они видят, в соответствии с пресс-релизом Calvin College, выпущенным 7 января.

Предсказание бурной звездной вспышки

Мольнар говорит, что взрыв должен увеличить яркость звездной системы в 1000 раз, до величины 2. Это примерно такая же яркость, как у Полярной звезды.

Когда сталкиваются две звезды, они могут выглядеть, как V838 Единорога, – самая яркая звезда в галактике Млечный Путь, которая внезапно вспыхнула в 2002 году, временно став в 600000 раз ярче, чем Солнце.

Астрономы не уверены, что V838 Единорога на самом деле является красной сверхновой, но даже спустя 15 лет со времен ее взрыва космический телескоп «Хаббл» может наблюдать расширяющееся облако газа и пыли от нее.

Если предсказание Мольнара о слиянии KIC 9832227 окажется верным, то астрономы получат возможность наблюдать за одним из самых больших и редких событий в эволюции звезд.красная сверхновая

Кроме того, KIC 9832227 расположена намного ближе к Земле, чем такие звезды, как V838 Единорога, которая находится на расстоянии около 20 000 световых лет от нас. Это значит, что мы получим возможность наблюдать за этим звездным мегавзрывом с относительно небольшого расстояния.

Если произойдет полное слияние звезд, новый объект может выпустить столько же энергии, как Солнце на протяжении всей своей жизни. У нас есть только один шанс из миллиона стать свидетелями такого события.

Учитывая, какой процент звездных систем успели рассмотреть астрономы, и как необычно это событие само по себе, представляется маловероятным, что следующая красная сверхновая звезда попадется нам на глаза так же легко.