Что теория Дарвина может рассказать нам о жизни на других планетах?

Вопрос «Одни ли мы во Вселенной?» волновал ученых с тех самых пор, как они осознали масштабы этой самой Вселенной. Научно-фантастическая литература и кинематограф чаще всего описывают инопланетных существ похожими на людей. Почему?

адаптация

Неужели это делается для того, чтобы нам – людям – было проще воспринимать персонажей, или все же по той причине, что жизнь на других планетах, скорее всего, развивалась бы похожим образом?

Как может выглядеть жизнь на обширных просторах Вселенной, вне атмосферы нашей голубой планеты? Смогли бы мы, увидев живые организмы из других галактик, понять, что это формы жизни?

Инопланетная жизнь

жизнь на других планетах

Новая теория, предложенная учеными Оксфордского университета и опубликованная в конце октября в "Международном журнале астробиологии", утверждает, что жизнь в любом ее проявлении узнаваема, независимо от того, какими являлись условия ее возникновения и эволюции.

эволюция

На самом деле жизнь, появившаяся на других планетах, спутниках или астероидах, могла бы выглядеть удивительно похожей на жизнь здесь, на Земле. А все дело в том, что жизнь на других планетах, вероятнее всего, подверглась бы естественному отбору, точно так же, как жизнь на Земле. А если формы жизни подвергаются естественному отбору, они, вероятнее всего, разделяют общие черты, даже если они развивались в различных условиях – без углерода, кислорода или даже ДНК.

Естественный отбор

днк

Живые существа всегда вынуждены адаптироваться к условиям окружающей среды с целью достичь оптимальных возможностей для питания, роста, развития и размножения.

Единственный способ развития, который приходит на ум – естественный отбор и адаптация – процесс, посредством которого наследственное изменение индивидуальных форм жизни приводит к выгодным различиям и в конечном счете выживанию сильнейших. По мнению ученых, все, что живет на просторах Вселенной, подвергается естественному отбору.

ученые

Взяв естественный отбор в качестве отправной точки, ученые стали рассуждать на тему того, как могли бы выглядеть инопланетяне.

Это – чисто теоретический подход к вопросу. Многие астробиологи подходят к этому вопросу механически, то есть исследуют то, как развивалась жизнь на Земле, и применяют эти знания к развитию жизни на других планетах.

Механический подход

теория

У этого подхода есть свои преимущества, но поскольку нам известна всего одна планета, поддерживающая жизнь, трудно учесть все возможные факторы. Например, что из условий окружающей нас среды уникально для земли, а что сохранилось бы в любой точке космоса.

Например, глаза или подобные глазу структуры развились на Земле независимо друг от друга около 40 раз, но не ясно, были ли бы глаза у инопланетян или зрение уникально для Земли.

дарвин

Поэтому теория, развитая в Оксфорде, принимает во внимание только те факты, которые никак не могут быть уникальными для Земли. Для теоретической формы инопланетной жизни не важно, состоят ли клетки инопланетян из углерода или кремния, дышат ли они кислородом или азотом, хранят свою генетическую память с помощь ДНК, РНК или «ХНК», где Х – неизвестное формирование.

Теоретические предсказания не могут точно сказать, выглядели ли бы инопланетяне как Чужой или Хищник, однако естественный отбор действительно приводит к появлению определенных видов организмов.

Инопланетные организмы со временем становились бы более сложными, при этом сохраняя генетические доказательства своих преобразований.

Процесс эволюции

изменение

Во Вселенной организмы, вероятнее всего, развиваются по одной и той ж системе, которую Дарвин отлично описал в своей теории.

На Земле гены «сотрудничали» друг с другом, превращаясь в геномы, создававшие проекты клеток; примитивные клетки в конечном счете объединялись, образовывая более сложные эукариотические клетки (митохондрии были однажды отдельными организмами, которые вошли во взаимовыгодные отношения с клетками-носителями).

В процессе эволюции клетки объединяются, создавая многоклеточные организмы, а многоклеточные организмы часто живут в колониях, выполняя отдельные функции во благо целой колонии.

Иллюстрации

естественный отбор

Чтобы более детально иллюстрировать свою теорию, ученые даже создали и изобразили клубнеподобного инопланетянина под названием Октомит. Это сложное существо, состоящее из нескольких «частей», действующих во благо выживания всего организма.

Эти иллюстрации представляют не только Октомита, но и разные уровни адаптивной сложности, которую может пройти инопланетная жизнь от простейшей молекулы, к простой клетке и до организма, состоящего из множества клеток и сложных систем.

Конечно, эта теория не ответит на вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах, но если она есть, ученые могут описать то, как она развивалась.