Ученые не могут обнаружить следов CO2 на Марсе. О чем это говорит?

Три с половиной миллиарда лет назад на Марсе существовали реки и озера. Но Солнце в то время было намного тусклее, что сегодня, поэтому оно не могло обеспечивать Марс достаточным количеством тепла. Раньше ученые думали, что на Красной планете имел место парниковый эффект с большим количеством углекислого газа, который разогревал ее холодную атмосферу.

вода

Исследования НАСА

Но ровер НАСА Curiosity подкинул астрономам новую головоломку. В данный момент ровер изучает ложе древнего озера, но не может найти никаких следов карбонатных минералов. Это позволяет предположить, что атмосфера Марса была совершенно лишена углекислого газа. Результаты исследования опубликованы в Трудах Национальной академии наук.

«Мы были особенно поражены отсутствием карбонатных минералов в осадочных породах, которые изучал ровер», - сказал Томас Бристоу из исследовательского центра Эймса НАСА в заявлении. - «Было бы очень трудно получить жидкую воду, даже если бы двуокиси углерода в атмосфере было в сто раз больше, чем то количество, о котором могут свидетельствовать найденные в породе доказательства».

вода

Curiosity может идентифицировать карбонаты, даже если они составляют лишь несколько процентов от общего объема камня, но роверу не удалось добиться какого-либо результата. Это полностью противоречит тому, что ожидали увидеть исследователи. Когда ученые не смогли увидеть карбонаты с орбиты, появилось предположение, что они могут скрываться внутри породы, но новые данные показывают, что Марс не мог бы поддерживать тепло с помощью диоксида углерода.

Результаты исследований Curiosity являются парадоксальными. Это первый раз, когда ученые проверили на наличие карбонатов горную породу, которая формируется из отложений, накопленных под водой.

атмосфера

Мнение ученых

Ученые предложили различные глобальные и локальные сценарии развития событий. Например, древнее озеро, которое изучает Curiosity, возможно, было покрыто льдом, хотя ученые не нашли никаких доказательств, подтверждающих это объяснение.

Глобальные объяснения требуют радикального переосмысления модели молодой атмосферы Марса. Раньше ученые рассматривали диоксид углерода и водорода в качестве основных составляющих первичной атмосферы Красной планеты, но данные этого не подтвердили.марс

Эволюция Солнца и планет земной группы

Четыре миллиарда лет назад Солнце излучало только 70 процентов света по сравнению с тем, что мы имеем сегодня. Условия на планетах земной группы в Солнечной системе тесно связаны с эволюцией нашего Солнца, так что достаточно сложно объяснить, как в то время вода в жидком состоянии могла находиться на Земле, не говоря уже о Марсе.