Поверхность Марса еще более опасная, чем мы привыкли думать

Когда отправляется космический корабль на Марс, его приходится тщательно стерилизовать, чтобы случайно он не взял с собой земную жизнь. В конце концов, никто не хочет загрязнить поверхность Красной планеты обитателями Земли и, возможно, сделать ложное открытие в будущем.

Агрессивная среда поверхности Марса

Однако ученые в новом исследовании делают интригующее предположение. Дженнифер Уодсворт и Чарльз Кокелл из Университета Эдинбурга говорят о том, что даже если такое загрязнение произойдет, поверхность Марса в принципе не позволит каким-либо клеткам выжить. Это говорит о том, что загрязнение космических аппаратов может оказаться не такой уж большой проблемой.

Что такое перхлорат

В своем исследовании ученые обнаружили, что на поверхности Марса солнечный свет может активировать соединение, называемое перхлоратом. В активном состоянии это соединение опасно для бактерий, и его очень много на Марсе. Раньше считалось, что перхлорат активируется под воздействием тепла, а поскольку на Марсе очень холодно, этого не стоит опасаться.

«Раньше ученые думали, что перхлорат невозможно активировать в марсианских условиях, - сказала Уодсворт в интервью IFLScience. - Если мы хотим обнаружить жизнь на Марсе, то должны принимать это во внимание».

Лабораторные исследования

Ученые сделали свои выводы, смоделировав марсианскую среду в лаборатории. Используя анаэробную камеру, в которой нет кислорода, они воссоздавали длины волн солнечного света на поверхности Марса. Затем ученые контролировали влияние перхлоратов в этом состоянии на общее загрязнение, обнаруженное на космическом корабле Bacillus subtilis.

В условиях, подобных марсианским, клетки погибали в течение нескольких минут при условии активации перхлоратов. Это свидетельствует о том, что поверхность Марса еще более токсична для жизни, чем ранее предполагали ученые.

марс

«Мы еще многого не знаем о смертельных условиях марсианской среды, - сказала Уодсворт. - Вероятно, самой большой проблемой для жизни будет высокий поток ионизирующего излучения, который проникает сквозь тонкую атмосферу и достигает поверхности Красной планеты. В дополнение к этому наши исследования показывают, что некоторые молекулы на поверхности могут быть очень токсичными».

Стерилизация космических аппаратов

Возвращаясь к началу нашего разговора, означает ли это, что не стоит беспокоиться относительно стерилизации космических аппаратов, которые отправляются на Марс? Сейчас ученые даже не имеют возможности исследовать некоторые районы планеты, называемые особыми регионами, поскольку у них нет технической возможности стерилизовать космические аппараты в достаточно высокой степени, чтобы избежать риска заражения.

марс

Все не так просто. Ученые, проводившие исследование, отмечают, что некоторые формы жизни, называемые экстремофилами, способны выжить в экстремальных условиях. Бактерии, которые тестировались в ходе исследования, не были экстремофилами. Таким образом, ученым до сих пор неизвестно, смогут ли экстремофилы выжить на поверхности Марса.

марс

«Очень важно по-прежнему принимать все меры предосторожности, чтобы не загрязнять Марс, - говорят ученые. - Мы должны предпринимать как можно больше мер предосторожностей, чтобы обеззараживать все инструменты еще на Земле до запуска космического аппарата».

Где искать марсианскую жизнь

Что касается самой марсианской жизни, не унывайте. Хотя маловероятно, что любая жизнь – микробная или какая-то другая – сможет выжить на поверхности Марса, подземная жизнь все еще кажется хорошим шансом. Здесь живые организмы могут быть защищены не только от радиации, но и от активных перхлоратов.

марс

Ученым пока еще неизвестно, как далеко могут проникать перхлораты. Но вполне вероятно, что на несколько метров ниже поверхности жизнь может существовать. Больше информации можно будет получить в 2021 году, когда сверлильный европейский аппарат ExoMars наконец-то коснется Марса. Достаточно стерилизованный, конечно.