Странные страхи. Учёные открыли новую фобию — боязнь мыльных пузырей

Людям свойственно опасаться неожиданных вещей. Но если об арахнофобии (боязни пауков) и клаустрофобии (боязни замкнутых пространств) мы с вами много наслышаны, то страхи, связанные с мыльными пузырями, могут стать настоящим откровением. Жуткий испуг при виде пенных пузырьков может настигнуть любого человека, вне зависимости от расы, вероисповедания или пола. Трипофобия, или боязнь дыр, заставляет впечатлительных людей испытывать озноб, головокружение, потливость и даже тошноту.

Страхи

Почему безобидные вещи вызывают отвращение?

На первый взгляд это может показаться весьма странным поводом для страхов. Чувство брезгливости к дырам и пузырькам искусственного или естественного происхождения впервые было выведено в отдельную фобию в 2013 году. Ученые предположили тогда, что мыльные пузыри, круги на воде или безобидные отверстия ассоциируются у бедолаг с пятнами ядовитых животных. Вероятно, по какой-то странной причине люди, подверженные трипофобии, думают, что мыльная пена может превратиться в ядовитую змею или сине-кольчатого осьминога.

Новое научное открытие перевернуло представление об этой фобии

Однако новое научное исследование выдвинуло более правдоподобную версию происхождения страхов, связанных с мыльными пузырями. Мало кто из нас на регулярной основе встречается с ядовитыми змеями или гигантскими осьминогами. А вот с укусами насекомых-паразитов и инфекционными высыпаниями на коже знакомы многие. Например, оспа или корь заставляет людей покрываться россыпью маленьких круглых горошин. Пылевые клещи провоцируют чесотку, а укусы комаров или ос воспаляются и зудят. И чем дольше контакт с переносчиками инфекции, тем больше кожа пострадавшего напоминает скопления круглых форм. В некоторых случаях пораженные места покрываются волдырями.Фобии

Главная угроза человечества

«Патогенные микроорганизмы и паразиты были главной угрозой человечества на протяжении всей нашей эволюционной истории», - об этом говорит аспирант-исследователь из Кентского университета Том Купфер. До изобретения антибиотиков большинство людей могло выжить, лишь избегая контакта с микробами или насекомыми. Наука давно выявила происхождение такой яркой эмоции, как отвращение. Только так люди смогли адаптироваться к окружающим условиям с минимальными рисками для здоровья.

Выявление взаимосвязи

И вот теперь исследователи взялись рассмотреть вопрос взаимосвязи отвращения и трипофобии. Корреляция между двумя этими явлениями могла бы пролить свет на страх перед мыльными пузырями и многоструктурными полыми отверстиями (например, пчелиными сотами). За руководство исследовательской группы взялись Том Купфер и докторант в области психологии из университета Эссекса. В эксперименте участвовали две пользовательские группы сети Facebook, которые причисляли себя к разряду людей, страдающих от трипофобии. В первой группе насчитывалось 300 человек из числа случайных пользователей разных возрастов. Вторая группа насчитывала 300 английских студентов.

И тем и другим участникам были продемонстрированы 32 картинки, так или иначе связанные с болезнями: изображения сыпи, шрамов от оспы или диагностика насосавшегося крови клеща. Еще 8 фото содержали нейтральные элементы: россыпь геометрических кругов, просверленные в стене отверстия или семена лотоса. Для чистоты эксперимента ученые разбавили фото с круглыми элементами нейтральными узорами (еще 16 снимков).

Открытие

Итоги эксперимента

Ожидания исследовательской группы полностью оправдались. Лишь небольшой процент участников сообщили о страхе или опасениях при просматривании снимков, содержащих круглые элементы. Большинство добровольцев связали свои эмоции с брезгливостью или отвращением. Некоторые участники рассказали о внезапном зуде на коже, что может свидетельствовать о бессознательных мыслях о паразитах.

Эмоции людей

Исследователи сообщили о том, что люди, страдающие от трипофобии, рассказывали о крайней степени отвращения при просмотре фотографий с круглыми отверстиями и мыльными пузырями. Один доброволец описал свое состояние так: «Я чувствую, как волдыри покрывают мои руки, ноги, а затем и все тело. Я царапал кожу до тех пор, пока она не стала кровоточить». Пока трипофобия официально не признана психическим расстройством. Чтобы оценить, сколько людей страдает от этого странного недуга, понадобится всесторонний анализ.