Ученые нашли в Египте камень, аналогов которому нет ни на Земле, ни в космосе

Исследование, недавно описанное в журнале "Геохимии и Космохимии", походит на начало научно-фантастической истории: камень, обнаруженный в 1996 году в Южном Египте, до сих пор озадачивает ученых.

Египет

А все потому, что происхождение камня неизвестно. Несмотря на то что он определенно из космоса, камень совсем не похож ни на один из известных нам метеоритов или астероидов, и последний химический анализ камня, который назвали гипатией, показывает, что микроминералы, из которых он состоит, не похожи ни на один земной или космический состав, известный науке.

Необычный состав

Обычные метеориты состоят в основном из кремния с небольшим количеством углерода (подобно составу нашей планеты), но состав гипатии абсолютно противоположен.

В камне огромное количество углеродных соединений, и почти все они преобразовались в микроалмазы. Некоторые углеродные соединения особенно интересны, потому что они известны как полиароматические углеводороды – главный компонент межзвездной пыли. В составе гипатии есть и еще более необычный материал – чистый алюминий.

Образование чистого металла в самородке характерно для золота, но не для алюминия. Насколько известно науке, такое поведение алюминия нехарактерно для Земли и для изученной нами части Солнечной системы.

Редкие соединения

камень

В состав камня также входит чрезвычайно редкий минерал – муассанит (карбид кремния), который на Земле можно создать только в лабораторных условиях. Еще в составе гипатии были обнаружены некоторые любопытные минеральные соединения, такие как сплавы никеля и фосфора с очень небольшим количеством железа – еще одна комбинация, никогда прежде не наблюдаемая на Земле.

Все эти факторы позволяют предположить, что формирование камня предшествует образованию Солнечной системы. Камень просто-напросто не соответствует тому, что мы знаем о «местных» космических объектах.

Далекий космический объект

Единственное, что ученые могут сказать с точностью, так это то, что камень образовался в холоде, вероятно при температурах, ниже t° жидкого азота на Земле, то есть -196 градусов Цельсия.

В нашей Солнечной системе подобные условия могут встретиться лишь за пределами пояса астероидов между Марсом и Юпитером, откуда прибывает большинство из изученных нами метеоритов.

Кометы прибывают в основном из пояса Койпера, находящегося за орбитой Нептуна, в 40 раз дальше от Солнца, чем мы. Некоторые происходят из Облака Оорта, которое находится еще дальше. Мы знаем очень мало о химических составах тех далеких космических объектов. Возможно камень гипатия родом из окраин нашей Солнечной системы, где еще остались следы ее раннего формирования.

Гипатия Александрийская

Мы с нетерпением ждем раскрытия тайны этого камня. Тем временем, вам может быть любопытно узнать, в честь кого назван этот таинственный камень.

Гипатия Александрийская была выдающимся философом, математиком и астрономом четвертого века. Она преподавала в школе своего отца и занималась политикой. Гипатия была убита и расчленена толпой ранних воинственных христианских монахов, вероятно, по наущению Кирилла Александрийского. Он был позже канонизирован Католической церковью, а жизнь Гипатии легла в основу жития Катерины Александрийской.