Существует ли девятая планета? Астрономы нашли ключ к загадке

Уже несколько лет астрономы спорят о том, существует ли в Солнечной системе гипотетическая Девятая планета, которая находится на самой дальней ее окраине, за орбитой Плутона. Недавно ученые обнаружили еще одно доказательство, что она там все-таки есть.

Новый удаленный объект

Это доказательство – открытие 2015 TG387, нового космического объекта обретенный объект далеко за пределами Плутона. Орбита 2015 TG387 имеет такие же особенности, как и другие очень удаленные от Солнца небесные тела, по всей видимости, сформированные гравитацией некоего большого объекта в этом далеком, холодном царстве - гипотетической планетой 9, также известной как Планета X.

«Эти удаленные объекты похожи на хлебные крошки из сказки, ведущие нас к Планете X», - заявил вашингтонский астроном Скотт Шеппард, работающий в Институте Карнеги. - Чем больше мы их находим, тем лучше понимаем, что находится во внешних областях Солнечной системы, и тем ближе мы к планете, которая, по нашему мнению, формирует их орбиты. Если мы правы, то это открытие изменит наши представления об эволюции Солнечной системы».

Карликовые планеты

Такие малые планеты за пределами орбиты Нептуна называются еще транснептуновыми. Это небесные тела, расположенные дальше от Солнца, чем Нептун. 2015 TG387 является особенным, поскольку его обнаружили при обычном обследовании неба, а не во время специального поиска подобных небесных тел в определенных секторах.

У этого космического объекта есть два «товарища» - карликовые планеты. Это 2012 VP113, которую Скотт Шеппард вместе с другим ученым - Чадом Трухильо - обнаружил в 2014 году, и относительно яркая планета Седна. Последняя была открыта еще в 2003 году, а назвали ее в честь богини эскимосов, покровительствующей морским животным. Эти три объекта являются самыми удаленными небесными телами Солнечной системы. Поскольку их уже три, и их орбиты указывают на то, что за ними может находиться очень большое небесное тело, то вероятность существования Девятой планеты растет.

Как был обнаружен "Гоблин"

Первые изображения 2015 TG387 были получены 13 октября 2015 года с помощью 8-метрового телескопа «Субару» расположенного на Гавайских островах, на пике вулкана Мауна-Кеа. Телескопические снимки показывали , что удаленные звезды и галактики остаются неподвижными, а некий объект, который находится ближе, перемещался. Тогда-то исследователи и поняли, что перед ними очень удаленная малая планета. Поскольку ее обнаружили в канун Хэллоуина, то объект в шутку прозвали «Гоблином».

40 тысяч лет вокруг Солнца

Команде астрономов потребовалось еще три года, чтобы рассчитать орбиту «Гоблина», что они и сделали с помощью наблюдений в Обсерватории Лас Кампанас в пустыне Атакама (Чили) и телескопа «Дискавери Ченнел» в Аризоне. Объект 2015 TG387 петляет вокруг Солнца по чрезвычайно эллиптическому пути. Ближайший к Солнцу пункт его орбиты называется перигелием. Она расположена на расстоянии 65 астрономических единиц от светила, а самая удаленная – афелий – на расстоянии 2300 астрономических единиц. Что такое астрономическая единица? Это среднее расстояние между Землей и Солнцем, и оно приблизительно равняется 93 миллионам миль (150 миллионов километров). Она представляет собой единицу измерения космических расстояний. Таким образом, 2015 TG387 находится дальше от Солнца, чем любой другой космический объект. Этой недавно открытой планете требуется около 40 000 земных лет, чтобы сделать полный оборот вокруг Солнца. Поэтому астрономы так долго рассчитывали ее орбиту.

Таинственное небесное тело

Только два известных ученым объекта Солнечной системы имеют более отдаленный перигелий, чем «Гоблин» - это 2012 VP113 и Седна. И только один - 2014 FE72 имеет больший афелий. (Для сравнения: Плутон никогда не приближается к Солнцу ближе, чем на 29,7 а. е., или дальше, чем на 49,3 а. е).

Шеппард и его коллеги считают, что радиус объекта 2015 TG387 составляет около 186 миль (300 км). Эта оценка была сделана не в результате измерений, а только судя по его яркости. Вероятно, он имеет сферическую форму и будет квалифицирован как карликовая планета. Но это все, что они могут сказать о физических характеристиках «Гоблина». Этого мало, но, по крайней мере, ясно, что он существует. Астрономы говорят, что неизвестен даже цвет этого объекта.

Новое доказательство

Но вернемся к орбите «Гоблина»: его характеристики сходны с другими транснептуновыми объектами, то есть очень удаленными телами в Солнечной системе. Особенно показательной для ученых является длина перигелия. Эллиптические орбиты этих объектов вытянуты в одну и ту же сторону и находятся в одной и той же части небесной серы, что согласуется с гипотезой о том, что где-то в том районе должна располагаться так называемая планета-пастух, гравитация которой на них действует, или Планета X.

Идею о том, что где-то должна быть Планеты X, впервые выдвинули в 2014 году Трухильо и Шеппард. Они хотели объяснить таким образом некоторые странности орбит транснептуновых объектов – Седны и других. В 2016 году астрономы из Калифорнии Константин Батыгин и Майкл Браун представили больше доказательств для этой гипотезы. Они заявили, что орбиты искажает планета, находящаяся во внешней Солнечной системе, и назвали ее Девятой планетой. Батыгин и Браун предположили, что эта планета может быть вдесятеро больше нашей Земли.

Почему Планета Х до сих пор не найдена

Астрономы также с помощью компьютерного моделирования попытались определить, как гравитация этой гипотетической Планеты X может влиять на орбиту «Гоблина». Они сделали вывод, что это может быть крупная «планета-пастух», и ее влияние сходно с теми вычислениями, которое было сделано для других транснептуновых объектов. Это не является достоверным доказательством того, что там на самом деле есть какая-то огромная планета, но свидетельством наличия чрезвычайно большого небесного тела, которое человечество еще не обнаружило.

Шеппард считает, что вероятность существования Планеты X составляют 85%. Он говорит, что совершенно неудивительно, что астрономы еще ее не нашли. Он заявляет, что планета может находиться на расстоянии сотен, а то и тысячи астрономических единиц от Солнца. И, даже если она по размерам больше Нептуна, ее свет слабее, чем может заметить большинство телескопов. (Для сравнения – «Гоблин» был обнаружен в 80 а. е. от Солнца). Шеппард уверяет, что возможности поиска удаленных планет еще не так велики, как хотелось бы. Земные телескопы еще не столь мощные, чтобы обнаружить такое слабое свечение. Поэтому во внешней Солнечной системе даже очень большая планета может легко спрятаться.