Хокинг предсказывал, что человечество будет вытеснено сверхлюдьми. Был ли он прав?

Нас всех будут заменять? Похоже, Стивен Хокинг так и думал. В лучших традициях известных физиков, предъявляющих высказывания о предметах за пределами их области знаний, великий английский теоретик оставил сборник эссе, в которых он делал предсказания о будущем человечества.

Провоцирующая публикация

В одном сочинении, опубликованном 14 октября в "Санди Таймс" (самой многотиражной популярной газете Соединенного Королевства), Хокинг утверждал, что человечество рискует быть заменено на генетически модифицированных "сверхлюдей."

«Благонамеренные исследования, направленные на улучшение здоровья человека и человеческой жизни, - писал он, - в конечном итоге будут коррумпированы. Люди начнут изменять себя, чтобы жить дольше, быть умнее или быть более агрессивными и опасными».

"Как только такие «сверхчеловеки» появятся, будут значительные политические проблемы с простыми людьми, которые не смогут конкурировать, - писал Хокинг. - Предположительно они вымрут или станут не важными".

Был ли Хокинг прав, беспокоясь об этой антиутопии?

Как обстоят дела

Физик описал проблему в поразительных терминах. Но он не один беспокоится о том, что человечество заходит на опасную территорию по мере улучшения генетических технологий.

В настоящее время улучшение, редактирование генов доступно людям практически только для лечения серьезных медицинских проблем. Что касается неизлечимых, смертельных болезней, врачи пытались изменить гены людей, чтобы предотвратить дальнейшее развитие этих болезней.

Это иногда удавалось, как уже сообщал в Интернете портал "Живая наука". Ранее проводились эксперименты в Китае, в зародышевой линии гены редактировали — вносили генетические изменения, которые могут передаваться от одного поколения к следующему — для того, чтобы предотвратить наследственные заболевания, передающиеся от родителей детям.

Биоэтики высказали опасения по поводу того, к чему все это ведет

Однако самые непосредственные проблемы не связаны со сверхчеловеческими способностями. Первая сложность генной терапии заключается в том, что вопрос еще не так хорошо изучен, сообщает американский Национальный научно-исследовательский институт генома человека (NHGRI). Исследователи еще не знают всех возможных побочных эффектов генного редактирования или риска того, что эти негативные или положительные изменения будут передаваться от одного поколения к другому.

Вместе с тем, по данным NHGRI о получении генов сверхчеловека, лица, затронутые этой процедурой — те, для кого эта процедура проводится — еще не существуют. Таким образом, потенциальные выгодоприобретатели не в состоянии согласиться или отказаться от таких исследований.

Однако если ген редактирования распространить, есть риск, что это будет доступно только богатым.

Центр медицинской этики Университета Миссури также опубликовал в Интернете документ, где допускает вероятность того, что усилия, приложенные для того, чтобы отсеять генетические заболевания, может де-факто привести к евгеническому искоренению инвалидов в обществе. Мнение Центра вторит страху Хокинга: в обществе, где люди усиливаются, предыдущие "модели" рискуют устареть.

Но чем ближе биоэтический аргумент к миру, который предвидел Хокинг, тем более туманны предсказания, потому что наука все еще далека от этого момента.

Голос ученых-практиков

«И прямо сейчас такого рода разговор часто приводит к путанице», - поделился Мэтью Уиллманн, ученый-биолог и директор кафедры по трансформации в Корнеллском университете.

"Я был разочарован читать то, что написал Хокинг, потому что, по-моему, если вы хотите напугать людей технологией, которая может создать удивительно положительные преимущества для человечества, вы бы сделали именно такие прогнозы", - сказал он «Живой науке».

«Теоретически, возможно, что мир «суперлюдей» Хокинга имеет шанс появиться, - продолжал Уиллманн. - Может ли это случиться? Да. Но многое делается сейчас, чтобы этого не произошло. Научные учреждения и правительства разрабатывают строгие этические кодексы и законы, которые регулировали бы редактирование генов, - отметил он. - И эти законы было бы невероятно трудно обойти без того, чтобы мир не заметил».

Не все так легко

В телесериалах группа злодеев-биологов проводит нечеловечески жестокие эксперименты над чернокожими младенцами. Они изменяют их гены, добиваясь получения армии "суперсолдат". Наделяют детей фантастическими способностями. При этом их цели ясны - получить власть и деньги.

Знакомая тема? Реальность, заключается в том, что генетика слишком сложна и запутана, чтобы это работало.

"Вы можете редактировать только тогда, когда у вас есть информация о том, как работают гены", - сказал Мэтью Уиллманн.

В своих исследованиях он может создавать растения с определенными генетическими чертами только путем создания множества растений с поврежденными, больными или испорченными генами. Со временем он и его коллеги выясняют, какие гены делают то, что и ожидалось. Как эти гены должны быть изменены, чтобы получить запланированные результаты.

«Но это возможно, - сказал он, - потому что, как я часто говорю, растения не плачут. Подобный проект на человеке невообразимо трудно провернуть в современном обществе."

Да или нет?

Итак, был ли Хокинг прав, беспокоясь о том, что новый вид «сверхчеловеков» заменит наш собственный?

«Трудно окончательно сказать «нет». Но это, вероятно, не произойдет в ближайшее время, и есть более насущные этические проблемы в генетике, о которых нужно беспокоиться в настоящее время», - ответил Уиллманн.