Дети неандертальцев были в опасности из-за птиц

Жизнь во время Ледникового периода нельзя назвать легкой, но, похоже, неандертальцы страдали не только из-за погодных условий и отсутствия еды. Оказалось, что им приходилось бороться также с гигантскими хищными птицами. Исследователи из Польши обнаружили останки неандертальца, которые прошли через пищеварительную систему большой птицы.

Редкая находка

Крошечные фрагменты костей пальцев размером не более сантиметра были обнаружены в Темной пещере в Польше. Изначально исследователи предположили, что эти кости принадлежали животным, но оказалось, что это был неандерталец в возрасте от 5 до 7 лет. Возраст находки – 115 000 лет. Плохое состояние костей не позволяет провести анализ ДНК, но ученые уверены в их идентичности.

«У нас нет никаких сомнений в том, что это останки неандертальца, поскольку они были найдены в очень глубоком слое пещеры, на несколько метров ниже современной поверхности», - сказал профессор Павел Вальде-Новак из Ягеллонского университета в Кракове. «В этом слое также содержатся типичные для неандертальцев каменные инструменты».

Доказательства обитания неандертальцев в Польше

Тот факт, что найденные кости принадлежат неандертальцу, примечателен сам по себе, поскольку доказательства проживания этих древних гомининов на территории Польши встречаются довольно редко. Но особенно интригующими стали выводы ученых о том, что эти кости побывали в пищеварительной системе птицы.

«До наших дней в Польше сохранились только отдельные фрагменты ископаемых костей, принадлежащих родственникам современного человека (Homo sapiens)», - отметил Вальде-Новак. «В целом найденные в Польше станки неандертальцев можно перечислить на пальцах одной руки!».

Кроме костей, найденных в Темной пещере, были обнаружены также три зуба в пещере Стаджня. Она расположена в 100 километрах к северу от Карпатских гор. Неандертальцы, вероятно, появились в Польше около 300 000 лет назад, как и в остальной Европе.

Была ли охота?

Найденные кости пальцев усеяны маленькими дырами, и это, по мнению исследователей, указывает на то, что они прошли через пищеварительную систему большой птицы. «Это первый подобный известный пример во времена Ледникового периода», - сказал Вальде-Новак.

Итак, можно ли предположить, что гигантская птица охотилась на невинного ребенка? Исследователи не могут сказать точно. Хотя они предполагают, что птица могла напасть и съесть ребенка, нельзя исключать возможность того, что она просто наткнулась на мертвое тело, а значит, никакой охоты не было.

Версия о том, что птица, пусть и гигантская, охотится за ребенком, может показаться неправдоподобной, но ведь многие современные виды птиц являются довольно грозными хищниками, хотя, к счастью, они не едят детей. Тем не менее, у вымершего вида птиц Haast Eagle, обитавшего в Новой Зеландии, были достаточно крепкие когти, чтобы пробить ими таз человека.

Поэтому, вполне возможно, что неандертальцам пришлось отражать нападения гигантских хищных птиц. И, поскольку они убивали медведей ради мяса и шкуры, можно предположить, что птицы не были для них слишком большой проблемой.

Результаты исследования польских ученых будут опубликованы в конце этого года в журнале «Палеолитическая археология».