Форма Солнца изменилась, но мы до сих пор не знаем, почему это произошло

Совсем не секрет, что наше Солнце является вполне средней по величине звездой по отношению ко всем остальным, которые мы наблюдаем в глубокой и красивой темноте космоса. Но тем не менее это все-таки довольно спокойный маленький ядерный реактор. Он производит псевдоторнадо и солнечные вспышки и отправляет сложные потоки плазмы в космос.

Невероятная новость

Проводя очередные наблюдения, ученые сделали открытие, которое добавляет еще один замечательный факт к нашим знаниям.

Согласно новой статье в "Астрофизическом журнале", Солнце увеличивается и уменьшается каждые одиннадцать лет примерно на расстояние от 1 до 2 км. Образно можно красиво сказать, что оно дышит, хотя и очень медленно.

Это очень слабый “вдох” и “выдох”, так как эти дополнительные километры увеличивают радиус Солнца всего на 0,00029 процента. Принимая это во внимание, просто невероятно, что команде исследователей из Института технологии Нью-Джерси и Университета Лазурного берега посчастливилось заметить его вообще. Так как же они смогли это сделать?

Саксофон и Солнце

Как и в нескольких последних исследованиях, команда анализировала плазменные потоки, убегающие и возвращающиеся на солнечную поверхность, - высокоэнергетические ионизированные газовые нити.

Оказывается, частота колебаний плазменных волн, перетекающих по звезде, во многом аналогична звуковым волнам, издаваемым музыкальным инструментом.

Например, у вас имеется саксофон, потому что вам нравится джаз. Вы играете на нужной ноте, шум выходит, и все хорошо. Теперь, если тюбинг внутри саксофона внезапно расширится наружу, тон этой ноты упадет. Сожмите все это, и тон будет выше.

В этом смысле Солнце немного похоже на волшебный саксофон. Частоты его волн меняются в соответствии с тем, насколько велико Солнце. И это может быть измерено довольно точно учеными на Земле. Однако научная работа была не простой: в конце концов, для этого потребовался 21 год наблюдений с помощью двух отдельных космических телескопов NASA.

Циклы магнитной активности

Следящие за солнечной наукой люди среди читателей, возможно, уже догадались, с чем связано это “дыхание”. И они будут правы: это связано с солнечным циклом.

Каждые одиннадцать лет Солнце меняет свой буйный максимум на спокойный минимум. На максимуме цикла солнечные пятна – темные пятна интенсивной магнитной активности – появляются чаще и группируются чуть выше и ниже экватора.

Больше, чем солнечные пятна, имеют шанс влиять на Землю солнечные шторма. Появляясь, они вызывают как минимум более яркие восходы в наших небесах. Как максимум ведут к неисправностям в электрической инфраструктуре. Солнечные пятна становятся, скорее, редкостью.

Это влияние управляется магнитной деятельностью, скрытой глубоко внутри Солнца. Действительно, плазменные волны, которые команда ученых отслеживала, тоже плывут под поверхностью на глубине несколько миллионов метров. С точки зрения расстояния оно близко к радиусу Земли.

Солнце немного расширяется в течение минимума, а сжимается в течение максимума. Хотя исследователи отмечают, что в настоящее время нет никакой теории, которая связывает эти движения с изменениями во внутренних магнитных потоках Солнца. Ученые предполагают, что изменение формы связано с цикличными колебаниями магнитных полей.

Нет причин для паники

Область исследований носит чрезвычайно звучное название: гелиосейсмология, которая является, по существу, эквивалентом земной сейсмологии (как слушать изменения перемещения или вулканические толчки), но в космосе.

На всякий случай, если вы задавались таким вопросом, поясним: нет, это невероятно малое изменение формы Солнца не влияет на климат здесь, на Земле.

Мы все еще должны бороться с антропогенным изменением климата. Давайте остановим сомнения в зародыше и больше никогда не будем об этом говорить.