Женщины-ученые, выброшенные из истории науки. Время вернуть их

Много ли вам известно женщин-ученых? Скорее всего, вы в первую очередь вспомните Марию Кюри. Дважды лауреат Нобелевской премии Кюри и математик Ада Лавлейс – две из немногих женщин в западной науке, получившие всеобщее народное признание.

Предрассудки и стереотипы

Одна из причин, по которой женщины-ученые, как правило, отсутствуют в истории науки, заключается в том, что не так легко найти информацию о них в открытом доступе. Даже сегодня число женщин, занимающихся наукой, остается ниже числа мужчин, особенно в некоторых областях. Только 12 % кандидатов в области компьютерных технологий и 22 % в физике в 2018 году составили представительницы слабого пола.

Другая причина заключается в том, что женщины не соответствуют общепринятому образу ученого. Идея мужчины исследователя-гения-одиночки удивительно устойчива. Но взгляд на историю может как бросить вызов этому изображению, так и дать некоторое объяснение тому, почему наука по-прежнему имеет такой мужской уклон.

Патриархат как историческая традиция

Во-первых, традиционный взгляд на науку как на совокупность знаний, а не на деятельность, игнорирует вклад женщин как соавторов, сосредоточившись вместо этого на фактах, полученных в результате больших открытий, и на мужчинах, которые их обнародовали.

Астроном 19-го век, Кэролайн Гершель томится в тени своего брата Уильяма. Физик Лиза Мейтнер пропустила Нобелевскую премию 1944 года за открытие ядерного деления, которая досталась ее младшему сотруднику Отто Хану.

Даже на Кюри напали в прессе за то, что она якобы присвоила себе работу своего мужа Пьера.

Эффект Матильды

Историк Маргарет Росситер назвала эту систематическую предвзятость в отношении женщин «эффектом Матильды». Суть его заключается либо в полном отрицании их вклада в науку, либо в умалении значения их достижений, а также в приписывании открытий, сделанных женщинами, их коллегам-мужчинам.

До 20-го века социальное положение женщин было таково, что единственный способ, которым они могли получить доступе к науке, - это сотрудничать с членами семьи или друзьями-мужчинами. И, как правило, только в том случае, если они были богаты. Это сделало их жертвами традиционного иерархического представления о женщине как о стороннице и помощнице мужчины.

Это иллюстрирует некролог физика и инженера-электрика Герты Айртон, которая получила медаль Хьюза от Королевского общества за оригинальные исследования в 1906 году. Некролог критиковал Айртон за пренебрежение своим мужем, заявив, что вместо того, чтобы сосредоточиться на своей науке, она должна была заботиться о нем и хорошо его кормить, чтобы он мог лучше заниматься наукой. Тон этого некролога подготовил почву для того, чтобы ее наследие было забыто.

Гендерная дискриминация

Эти устойчивые представления о «правильной» роли женщины затмевают научный вклад. Они также заставляют нас игнорировать тех, кто работал в качестве соавторов в таких исторически более благоприятных областях, как перевод и иллюстрация.

Забывая о женщинах-ученых, мы забываем и о том, что наука является профессией лишь с конца 19 века. Затем она перешла в новые институциональные условия, оставив женщин дома, где их научные изыскания стали невидимы для истории. Например, мало кто помнит пионеров, таких как Хендерина Скотт, которая в 1903 году одной из первых использовала замедленную съемку для записи движения растений.

«Женские» науки

В настоящее время исключение женщин из сферы профессиональной деятельности является одной из причин того, что они стали более активно заниматься теми научными дисциплинами, которые по-прежнему в значительной степени опираются на полевые исследования, такими, как астрономия и ботаника. Именно здесь наука начала разделяться на иерархию «твердых» наук, в которых доминировали мужчины, таких как физика, и «мягких» наук, таких как ботаника и биология, которые считались более приемлемыми для женщин.

В списках не значились

Женщинам, как правило, отказывают в приеме в элитные научные учреждения, поэтому мы не находим их имен в списках стипендиатов. Первые леди были избраны членами Королевского общества лишь в 1945 году, а Французская академия наук не принимала женщин до 1979 года. Когда Королевское географическое общество обсуждало возможность награждения женщин в 1892 и 1893 годах, то члены Совета не могли прийти к единому мнению, и только в 1913 году в него, наконец, были допущены дамы.

Тем не менее, женщины-ученые работали даже в таких условиях. В период с 1880 по 1914 год около 60 дам представили документы для публикаций в Королевское общество. А некоторые женщины продолжали работать учеными без зарплаты и званий. Доротея Бейт была выдающимся палеонтологом. Она сотрудничала с Музеем естественной истории с 1898 года, но ее труд не оплачивался. И официально она стала членом общества только в 1948 году, когда ей было уже за шестьдесят.

Шовинизм по Дарвину

В конце 19 века официальная наука считала, что существуют врожденные интеллектуальные различия между полами, которые ограничивают пригодность женщин для науки. Это еще одна причина, по которой научные общества не хотели, чтобы их престиж был запятнан женщинами-стипендиатами. Чарльз Дарвин утверждал, что эволюционная конкуренция привела к более высокому развитию мужского мозга.

Такие ученые, как Кэролин Мерчант и Лонда Шибингер продемонстрировали, что рождение современной науки в конце 17 века олицетворяло мужской дух, враждебный участию женщин. Женственность стала ассоциироваться с пассивным объектом научного исследования, в прямой оппозиции к активному исследователю мужского пола.

Несмотря на это, наука и природа традиционно персонифицировались как женщины вплоть до начала 20 века, а мужчина-исследователь характеризовался как тот, кто проникает в их секреты.

Хотя мы должны быть осторожны, чтобы не переоценивать историческую активность и роль женщин в науке, важно помнить о тех ученых, которые внесли свой вклад, и о барьерах, которые они преодолели для того, чтобы получить право заниматься наукой. Это одно из направлений работы по преодолению сохраняющейся напряженности между женственностью и наукой, обеспечению женщин образцами для подражания и расширению их участия во всех научных дисциплинах.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.