3700 лет назад астероид почти уничтожил жизнь на Ближнем Востоке

Археологические находки неустанно открывают нам все новые и новые места и истории. Вот и в этот раз не обошлось без неожиданных открытий, немалую роль в которых сыграл космос.

Ученые из университета Троицы, Техас, США, во главе с археологом Филиппом Сильвия обнаружили остатки ужасного катаклизма, произошедшего 3700 лет назад.

Комета или астероид?

Доказательства, найденные близ Мертвого моря, говорят о том, что почти четыре тысячелетия назад взрыв кометы или астероида в атмосфере Земли разрушил города и деревни и уничтожил все живое в радиусе 25 километров.

По данным, опубликованным в докладе, представленном на ежегодном симпозиуме Американских школ Ближнего Востока, тепловой удар был настолько разрушительным, что снова обитаемыми эти места стали лишь через несколько столетий.

Цивилизация Бронзового века

Раскопки были проведены на равнине севернее от Мертвого моря. По результатам исследований, цивилизация Бронзового века процветала в регионе Средний Гур (современная Иордания) вплоть до внезапного исчезновения в результате взрыва метеорита в атмосфере. Этой цивилизации было две с половиной тысячи лет.

По оценкам специалистов, цивилизация была настолько развитой, что поддерживала комфортное сосуществование на небольшой территории огромного количества людей – 40-65 тысяч человек.

Результаты радиоуглеродной датировки и минерального анализа собранных на местности образцов показали, что 3700 лет назад произошла катастрофа, в результате которой с лица земли исчезло несколько поселений, жители которых погибли без шанса на спасение. Подсчеты археологов говорят о том, что пострадало пять крупных и около ста мелких поселений.

Доказательства

Больше всего подтверждающих взрыв данных удалось собрать на месте города Телль-эль-Хаммам. Углеродное датирование и анализ археологических остатков города показал, что почти все кирпичи из глины, из которых было построено большинство зданий, исчезли одновременно, оставив после себя лишь следы фундамента. Подобное внезапное исчезновение могло произойти только в результате взрыва огромной мощности.

Еще одним доказательством древней катастрофы стали следы остекленения на осколках керамики, найденных в пределах города. Внимательное исследование этих глиняных осколков продемонстрировало кристаллы циркония с необычной химической формулой. Такие кристаллы могли образоваться только мгновенно и под влиянием высоких температур (выше тысячи градусов Цельсия).

Авторы доклада считают, сильный ветер во время катаклизма буквально затопил поселения частицами песка и камней. Авторы сравнивают взрыв этого космического тела со знаменитым и таинственным взрывом Тунгусского метеорита, произошедшем в Сибири в 1908 году. Тунгусский метеорит не привел к жертвам среди людей только потому, что взорвался над незаселенной территорией, однако взрывная волна огромной силы сровняла с землей лес на территории в 2000 квадратных километров.

Библейская теория

Доклад, сделанный археологами, дал начало еще одной интересной теории. Библейские историки предположили, что именно этот взрыв в атмосфере и погубил знаменитые города Содом и Гоморра, которые, по давним предположениям, находились на территории современной Иордании. По известному всем библейскому сюжету, города находились у Мертвого моря и были уничтожены богом за грехи их жителей.

Если они и существовали, то с землей сравнял их не «гнев господний», а мощнейший тепловой взрыв, случившийся 3700 лет назад. Мощь этого взрыва предположительно составила около 10 мегатонн. Для сравнения, мощь ядерной бомбы, сброшенной на японский город Хиросима, составляла 15-20 килотонн, а для 1 мегатонны требуется тысяча килотонн. Если предположения верны, то взрыв метеорита превысил мощность пятисот ядерных бомб, разрушивших Хиросиму.