Новая находка ученых раскрывает правду о «варварстве» кельтов

Комментировать Редактировать статью

Римляне характеризовали культуру древних британских племен как «варварскую» и даже отгородились от них стеной - Адриановым валом. Но очередная находка, относящаяся к кельтскому наследию: красивая брошь в форме птицы – указывает, что эти древние народы обладали куда более утонченной культурой.

Таинственный артефакт

Эта находка была обнаружена во рву у древней римской крепости Виндоланда, поблизости от Адрианова вала, за которым множество кельтов приняло мучительную смерть от рук своих римских соседей. Маленькая брошь, отлитая из серебра, имеет сугубо британский дизайн и вызывает воодушевление у многих ученых.

Брошь выполнена в форме птицы, возможно, утки. Эта находка из третьего века, пережившая римскую оккупацию, определенно может о многом рассказать. Дизайн является символом честности, простоты и изобилия. Эта символичность помогает лучше понять жизнь и взгляды древних племен, известных как кельты, а также опровергает некоторые представления об их взаимоотношениях с римлянами.

Древние британские племена часто характеризовалась римлянами как жестокие варвары. В наши дни сложно сказать наверняка, как было на самом деле, поскольку следы культурного наследия основательно затоптаны более поздним населением. Поэтому находка историков – один из тех редких взглядов, которые удается бросить в прошлое Британии до прихода римских захватчиков. Брошь сложно назвать варварской поделкой, напротив, она намекает, что кельтское общество было развитым, утонченным и способным создавать произведения искусства.

Кому же принадлежала брошь?

Но самая интересная деталь о найденном украшении такова: его вполне мог носить или кельт, или римлянин, позаимствовавший кельтский дизайн. Для римлян изображение перелетной птицы было символом обновления и постоянного движения.

Для коренных британцев характерной чертой художественной традиции был такой дизайн и абстрактный узор, как у найденной броши. Хотя и сложно сказать, кто носил ее – британец или римлянин, в любом случае ношение такого украшения – яркая деталь в культурном контексте того периода, намекающая не на разделение, а на связь и взаимное влияние этих двух народов.

Условность границ

Жизнь на пограничных землях была не столь однозначна: иногда культурные и территориальные границы между британцами и римлянами становились несколько расплывчаты.

Искусство кельтов выжило и даже сумело расцвести в римской Британии. Этот факт подтверждается еще одной находкой, обнаруженной в Виндоланде – брошью в форме змея. Тело змея извивается наподобие синусоиды и имеет крошечные вкрапления разноцветной эмали.

Эти броши – элементы декоративно-прикладного искусства, но они имели и практическое применение: в основном ими скрепляли края накидки. Такие украшения с популярным и изящным дизайном гораздо чаще можно найти в этой пограничной зоне близ Адрианова вала, нежели на юге страны.

Это позволяет предположить, что найденная брошь – результат совместного кельтско-романского искусства, принявшего на себя художественное влияние обеих культур.

Взаимодействие

Адрианов вал не был неприступным или непроходимым барьером, который разделял между собой кельтские племена и римский народ. Он был частью широкой зоны взаимодействия между людьми разного происхождения, которые тем не менее встретились. Иногда они совершали насилие по отношению друг к другу, иногда они сосуществовали мирно.

Некоторые кельты наверняка вступали с римлянами в торговые отношения, а те, в свою очередь, заимствовали элементы кельтской народной культуры. Благодаря этим крошечным артефактам, хранившимся в земле на протяжении почти 2 000 лет, мы понимаем, что история взаимодействия кельтской и римской культур была куда более интересной, чем может показаться.