Ученые случайно создали фермент, который разрушает пластик

Проблема загрязнения окружающей среды стоит перед человечеством очень остро. Наибольшую угрозу природе представляют отходы пластика. Кажется, в ближайшее время, ситуация может получить решение. Два года назад ученые обнаружили бактерию-мутант, способную "поедать" пластик.

Неожиданное открытие

Ежегодно на свалках нашей планеты скапливается свыше 300 тонн отходов из пластика. В полной сохранности он способен пролежать сотни лет, на него не действуют обычные природные факторы. Частицы пластика попадают в мировой океан, в почву, где становятся добычей и ловушкой для флоры и фауны. Тысячи животных гибнут от употребления пакетов, бутылок и прочих неразлагающихся отходов.

пластик

Два года назад японские микробиологи сделали сенсационное открытие – они обнаружили бактерию-мутант, выделяющую особый фермент, разлагающий пластик. Открытие было сделано в Японском море, где образовался мусорный остров. В настоящее время ученые исследуют потенциал этой бактерии на предмет увеличения эффективности фермента для утилизации пластиковых отходов.

Ошибка во благо

Невероятная бактерия и ее фермент могут стать новым словом в решении проблемы мусора. Миллионы тонн пластика, попадающие в мировой океан создают проблему засорения на миллионы лет вперед. Ученые считают, что появление пластмассы в 60-х годах было технологическим прорывом, тогда удалось получить прочный и дешевый материал. Никто не мог предположить, что открытие будет иметь настолько ужасающие последствия.

фермент

Специалисты из Портсмута и национальной лаборатории возобновляемой энергии США изучали структуру исходной бактерии, полученной от японских коллег. В ходе очередных экспериментов ученые совершенно неожиданно для себя создали новый фермент, который эффективнее разрушает пластик. Иногда случайная ошибка приводит к большим открытиям.

ученые

Ученые считают, что хотя производительность нового фермента ненамного превышает способности обнаруженных в Японском море бактерий, этот неожиданно успешный опыт продемонстрировал, что существуют перспективы улучшения исходного материала. Специалисты считают, что дальнейшие исследования приведет к получению доступного и полезного вещества, способного переварить все существующие отходы из пластмасс.

Перспективы

Фермент catchily, известный как Ideonella sakaiensis 201-Ф6, способен почти полностью расщеплять полиэтилентерефталат (ПЭТ), самый распространенный вид пластиковых отходов. ПЭТ является материалом для изготовления бутылок и упаковки пищевых продуктов. Его достаточно сложно утилизировать, единственный безопасный способ переработки ПЭТ – это вторичное использование, но далеко не все отходы удается собрать и отправить на переработку. Открытая бактерия в состоянии «съесть» такие отходы.

отходы ПЭТ пластика самые многочисленные в мире

Также этот организм эффективно расщепляет полиэтилен марки PEF, ставший в последнее время заменой пластиков типа ПЭТ и стеклянной тары. К сожалению, пока идет процесс изучения способностей открытой бактерии, количество мусора продолжает накапливаться. Ученые подсчитали, что к 2050 году пластиковые отходы значительно перевесят весь объем рыбы в океане.

Исчерпывающих ответов на угнетающие вопросы о реальности или утопичности идеи уничтожения пластикового мусора в принципе, никто не дает. Открывшаяся перспектива пока является лишь проблеском надежды на скорое решение насущной проблемы. Возможно человечеству удастся победить того монстра, которого создали люди из благородных или коммерческих побуждений.

перспективы переработки пластика

Кроме экспериментов с ферментами бактерий, инженеры разрабатывают новые способы вторичного применения пластиков. Многие утверждают, что технологии уже существуют и в ближайшие годы стоит ожидать внедрения эффективного способа переработки многих видов пластика в субстраты или изготовление из отходов строительных материалов неоднократного использования.