Существует больше одной реальности: так утверждают квантовые физики

Параллельные миры и различные реальности уже давно известны и любимы писателями-фантастами. Но могут ли две версии реальности существовать одновременно в реальной жизни? Этот вопрос интересует многих ученых, впервые об этой проблеме заговорил Хью Эверетт, студент Принстонского университета в Нью-Джерси. Он утверждал, что при каждом квантовом измерении Вселенная расщепляется на параллельные миры. Например, открывая коробку с котом, мы порождаем две реальности: одну - с мертвым котом, другую – с живым. Сегодня физики говорят о том, что две реальности вполне могут существовать одновременно.

Недавние эксперименты

Ученые недавно провели исследование, чтобы ответить на давний вопрос теоретической физики о параллельных реальностях. Была выдвинута гипотеза, что два человека, которые наблюдают за одним и тем же фотоном, могут прийти к разным выводам о его состоянии, при этом оба вывода будут правильными.

Результаты этого исследования были опубликованы в феврале этого года в журнале arXiv. Они подтвердили теорию о том, что противоречивые реальности могут существовать одновременно.

Мысленный эксперимент Вигнера

Еще в 1961 году Юджин Вигнер представил мысленный эксперимент, который стал известен как «друг Вигнера». Когда человек в лаборатории измеряет фотон, он обнаруживает вертикальную или горизонтальную поляризацию частицы.

Но до проведения измерений фотон отображает обе поляризации одновременно по закону квантовой механики. Он находится в так называемой суперпозиции, то есть в двух возможных состояниях.

Как только человек измеряет фотон, последний приобретает фиксированную поляризацию. Но для кого-то за пределами этой закрытой лаборатории, кто не знает результатов измерений, неизмеренный фотон все еще остается в состоянии суперпозиции.

Наблюдение постороннего человека, то есть его реальность, расходится с реальностью человека, который проводил измерение фотона в лаборатории. При этом эти два разных наблюдения считаются правильными.

Измененные состояния

На протяжении многих лет мысленный эксперимент Вигнера вызывал интерес у ученых. Но в последние годы достижения в области физики дали возможность проверить предложение Вигнера. Этим занялся Рингбауэр со своими коллегами. Они провели эксперимент с двойным сценарием.

Было создано две лаборатории для проведения исследования, а также взяты две пары запутанных фотонов со связанными судьбами, то есть знание о состоянии одного говорило о состоянии другого.

Два человека находились внутри каждой лаборатории, каждый из которых измерял один фотон в запутанной паре. Это разрушило суперпозицию: измеренный ими фотон существовал в определенном состоянии поляризации. Они скопировали поляризацию второго фотона.

Двое других людей находились за пределами лабораторий, они могли измерить результаты людей в лаборатории и прийти к тем же выводам о поляризации фотонов. Но также они могли провести собственный эксперимент между запутанными фотонами. Так, если фотоны действуют как волны и находятся в состоянии суперпозиции, то люди увидят характерную картину светлых и темных полос. Если фотоны были бы в другом состоянии, то картина наблюдалась бы иная. Ученые обнаружили, что даже при двойном сценарии результаты, что были описаны Вигнером, такие же.

Таким образом, это бросает вызов самому значению квантовой механики. Неужели и вправду существует параллельная реальность? Неужели в некой иной Вселенной наша копия может принимать другие решения?

В жизни каждого человека ежедневно происходит множество выборов, но среди них не бывает ни хороших, ни плохих. Просто каждый из них создает другую реальность. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить.

Верите ли вы в параллельные миры?