Находка ученых, которая может перевернуть представления об эволюции: найдены останки неизвестного ранее предка человека, жившего 50 тысяч лет назад

Останки ранее неизвестного древнего предка человека были недавно обнаружены на Филиппинах. Специалисты полагают, что они могут изменить наши представления об эволюции людей. Кости Homo luzonensis, которые жили около 50 000 лет назад, доказывают, что одни из наших далеких предков были маленькими, питались в основном растениями и кореньями, любили лазить по деревьям.

Новое открытие

Гоминиды - это семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее людей и большинство человекообразных обезьян. Эволюция людей началась около 4-8 миллионов лет назад. Именно в то время генетический код наших предков и обезьян стал отличаться друг от друга. На данный момент все люди являются потомками только одного вида - Homo sapiens, но до его распространения на Земле существовали и другие:

• Homo neanderthalensis;
  • Homo floresiensis;
  • Homo heidelbergensis;
  • Homo antecessor;
  • Homo erectus;
  • Homo georgicus;
  • Homo ergaster.

Но недавнее открытие на Филиппинах позволяет предполагать, что это не единственные предки человека. Кости и зубы нового гоминида были найдены в пещеры Кальян на острове Лусон. Названный Homo luzonensis, этот вид был не более четырех футов в высоту. Окаменелости датируются эпохой позднего плейстоцена, который был примерно 50 000 лет назад. Именно в это время предки современных людей осваивали территории Европы и Азии. У Homo luzonensis были слабо развитые руки, а изогнутые пальцы указывают на то, что это существо любило лазить по деревьям.

Рост и вес

Находка ученых состоит из костей пальцев рук и ног, бедренной кости и зубов. Эти окаменелости дали ученым возможность узнать несколько любопытных вещей о древнем предке человека. «Челюсть очень маленькая и похожа по строению на эту часть тела современных людей, - говорит профессор Пайпер. - Так как размер зубов довольно часто отражает размер тела млекопитающего, Homo luzonensis, вероятно, были относительно небольшими». Однако ученые не хотят делать поспешных выводов и говорят, что найденных костей пока слишком мало.

Еще немного о зубах

Специалисты предполагают, что перед ними останки двух взрослых гоминидов и одного ребенка. Их челюсти, по сравнению с другими видами, очень миниатюрны. «Это невероятно, - говорит доктор Пайпер. - Кости рук и ног очень похожи по строению на кости австралопитеков».

Австралопитеки жили несколько миллионов лет назад на территории Африки и считаются предками группы Homo, в которую входят и современные люди. «Главный вопрос состоит в том, являются ли эти признаки чертой приспособления к окружающим условиям или же это анатомические особенности, которые Homo luzonensis получили от своих предков», - говорит профессор.

Больше вопросов

Очевидно, что найденный вид вызывает у ученых много вопросов. Например, одна из исследованных костей стопы имела анатомию, отличную от строения всех известных гоминидов. Кроме того, у Homo luzonensis пальцы сильно напоминают кости примитивного вида австралопитеков, которые жили в Африке несколько миллионов лет назад.

Доктор Флорент Детройт из Музея естественной истории в Париже сказал: «Открытие Homo luzonensis подчеркивает сложность эволюции и распространения рода Homo по планете, особенно на островах Юго-восточной Азии».

Происхождение человека

Считается, что все предки человека изначально жили в Африке. Затем разные виды стали мигрировать, постепенно осваивая все большие пространства. Благодаря своему прямохождению они были одними из самых быстрых и неутомимых путешественников на тот момент и ежедневно могли проходить десятки миль. Это давало им преимущество перед другими животными и способствовало процветанию видов.

Считается, что представителями первой крупной миграционной волны стали Homo erectus - бесстрашные путешественники, которые распространились по большей части планеты около 1,5 миллионов лет назад. Но в последние годы эта теория не раз подвергалась сомнениям и критике, особенно после обнаружения останков Homo floresiensis в Индонезии в 2004 году. А последняя находка ученых внушает еще больше сомнений.

Канадский антрополог доктор Мэтью Дочери из Университет Лейкхед в Онтарио написал: «Останки Homo luzonensis позволяют нам предполагать, что Homo erectus были не единственными гоминидами, которые мигрировали». Похоже на то, что картина эволюции в Азии в эпоху плейстоцена стала еще сложнее и намного интереснее.

Как вы считаете, что именно послужило причиной вымирания Homo luzonensis?