В Китае все же родились близняшки, которым ученые изменили гены

В Китае произошло сенсационное событие: родились девочки-близнецы, гены которых были изменены на стадии начала развития оплодотворенной яйцеклетки. Изобретение генных ножниц CRISPR/Cas9 открыло новые возможности перед человечеством.

Чудо-ножницы могут творить чудеса

Мир может измениться быстрее, чем мы думаем. С их помощью возможно вмешательство в геном почти каждого организма, творя благие и ужасные дела.

Из ДНК можно вырезать в любой последовательности нужные элементы и заменять их другими. Это открыло новые двери в генной инженерии.

Кто изобрел ножницы

Уже появилось несколько претендентов на авторство. Ученые Шарпантье и Дудна вместе с Университетом Беркли подали заявку на патент в соответствующий орган США в мае 2012 года после публикации своего первоклассного эссе.

Но у них был конкурент: биоинженер Фенг Чжан из Института им. Бродса Массачусетского технологического института в Кембридже также подал патентную заявку в патентное ведомство через несколько месяцев после микробиологов.

Ранее он впервые продемонстрировал, как процесс CRISPR можно использовать, и применил этот метод, в частности, к мышам и клеткам человека. Удивительно, но ученый был награжден патентом весной 2014 года, а не команда исследователей, удостоенная многочисленных научных наград.

Именно Чжан сделал метод подходящим для всех клеток и поэтому был истинным изобретателем универсального инструмента. Но вопрос находится на судебном рассмотрении, так как ученые из Беркли считают себя его настоящими разработчиками.

Ножницы испытаны на людях

Несмотря на запрет, в Китае была произведена операция на ДНК, в ходе которой был изменен ген. Рожденные девочки-близнецы должны быть защищены от заражения ВИЧ-инфекцией. Изменения у человеческих эмбрионов, которые были прооперированы, считаются этически недопустимыми и запрещены в большинстве стран.

До сих пор эксперименты проводились на животных и клеточных культурах, полученных от человека. В их ходе были устранены генетические дефекты серповидно-клеточной анемии и мутация болезни Альцгеймера. Изменения должны действовать в одном поколении, так как их биоматериал будет нести генетический дефект, то есть потомство может также болеть наследственными заболеваниями.

Но если изменения гена производится сразу же после оплодотворения яйцеклетки, когда формирование всех остальных органов наступит позже, то генотипы будет изменен для всех потомков. Поэтому такое вмешательство может быть опасным и необратимым. Такие операции разрешается выполнять только на эмбрионах, которые нежизнеспособны.

В Китае другие задачи

Но неутомимые исследователи, особенно когда дело касается огромных денег, вовсю занимаются экспериментами, не обращая внимания на табу. Предполагается, что китайские специалисты вставили в ДНК девочек геном CCR5, препятствующий проникновению вируса в клетки организма. Поскольку вопрос изучен недостаточно глубоко, можно сказать, что эксперимент проводится на живых детях.

Считается, что люди с измененными генами CCR5 лучше защищены от ВИЧ-инфекции, но это делает их более восприимчивым к другим вирусам, таким как грипп или вирус Западного Нила, изменения могут вызвать аутоиммунные реакции и рак.

Киран Мусунуру из Университета Пенсильвании сказал, что этот эксперимент на людях не оправдан ни морально, ни этически.

Однако очевидно, что могут финансироваться специальные программы, поступать заказы от богатых клиентов, а ножниц скоро будет больше, чем специалистов, которых волнуют вопросы этики.

Неизвестно, какие последствия будет иметь китайская инициатива Хе Цзянькуя и его команды, Ученые мира требуют, чтобы они полностью публиковали данные о своем исследовании.

Как вы думаете, очередные достижения в генетике опасны для человечества?