10 астрономических открытий, изменивших мир

Независимо от нашего отношения к науке, факт остается фактом – ученые меняют мир. И одним из важных направлений научной деятельности является астрономия. Актуальность исследований в этом секторе не для всех очевидна. По этой причине стоит обратить внимание на те открытия, которые меняют представления о нашей галактике и не только.

Спутники Юпитера

От нашей планеты они находятся на расстоянии в 588 млн. километров. Именно на такой удаленности двигается по своей огромной орбите газовый гигант с оранжево-желтыми полосами.

Условно можно считать, что Юпитер находится относительно близко по отношению к Земле, ведь между нами находится всего лишь одна планета – Марс. Есть немало космических тел, курсирующих в пространстве по значительно более удаленным орбитам. Но, несмотря на такую близость, только в 1610 году были обнаружены луны этой огромной планеты.

Данное открытие было совершено благодаря итальянскому астроному Галилео Галилею. Именно он установил факт существования спутников Юпитера и дал им названия: Европа, Ио, Каллисто и Ганимед. И эта информация астрономом была озвучена в тот период, когда научное сообщество все еще пыталось определить, находится Земля в центре Вселенной или нет.

Именно открытие Галилея позволило людям осознать тот факт, что наша планета не является единственным небесным телом, вокруг которого вращаются спутники. А это значит, что и Вселенная также не двигает вокруг Земли.

Гравитационные волны

Еще в далеком 1916 году Альберт Эйнштейн предсказал существование этого явления. Суть его логики сводилась к следующему: при столкновении двух больших объектов, находящихся в состоянии ускорения, появляется некое подобие ряби в пространстве, напоминающее разводы на воде.

По мнению Эйнштейна, когда такие гравитационные волны проходят сквозь планету, происходит растягивание и последующее сжатие космического пространства, находящегося рядом. Но масштаб этих изменений настолько мал, что заметить их крайне сложно.

Совсем недавно в эксплуатацию была введена лазерная гравитационно-волновая обсерватория (LIGO). Именно с ее помощью удалось доказать, что Эйнштейн был прав. Эта обсерватория позволяет фиксировать любые колебания в пространстве, в том числе и гравитационные волны.

Для точной фиксации микропроцессов этот исследовательский центр использует два четырехкилометровых детектора, имеющих L-образную форму. Один находится в Ливингстоне, другой - в Хэнфорде.

Впервые, используя такую технику, ученые смогли обнаружить гравитационную волну в 2015 году. Она пронзила землю 14 сентября. Как утверждают специалисты, это был отголосок столкновения двух черных дыр, которое произошло более миллиарда лет назад.

Детекторы зафиксировали волну с разницей в 7 миллисекунд. Именно столько времени ей понадобилось для преодоления 3000 км между Хэнфордом и Ливингстоном.

Данное открытие изменило представление ученых об устройстве галактик.

Расширение вселенной

Астроном Эдвин Хаббл сумел обнаружить другие галактики за пределами Млечного пути. После он провел немало работы, позволившей современным ученым лучше понять устройство Вселенной и особенности ее возникновения.

В 1929 г. Хабблу удалось установить очень интересный факт: другие галактики постоянно удаляются от нас. И те, что дальше, двигаются быстрее остальных. Позже эта закономерность была названа законом Хаббла. Некоторое время спустя телескоп, названный в честь известного ученого, сделал снимки, подтверждающие данное наблюдение.

В итоге полученная информация легла в основу построения графика зависимости скорости галактик от расстояния. Именно эти расчеты и привели к появлению теории Большого взрыва.

Космическое фоновое излучение

Открыли его в 60-х годах прошлого столетия. Оказалось, что во всем космическом пространстве в небольших количествах присутствует микроволновое фоновое излучение. По мнению ученых, это остаточное явление, которое свидетельствует о факте зарождения вселенной. То есть у мироздания было начало.

И если раньше теорию Большого взрыва часто критиковали и подвергали сомнениям, то после открытия излучения, ей присвоили статус основной и достоверной.

Органические молекулы

В 2016 году были получены уникальные данные, касающиеся кометы Чурюмова-Герасименко. На ней обнаружили аминокислоты глицина.

Данное открытие является очень важным, поскольку доказывает, что кометы могли заносить органические молекулы на нашу планету и в другие звездные системы. Возможно, именно так и возникла жизнь на Земле.

Темная материя

В 70-х годах прошлого столетия астроном Вера Рубин открыла темную материю. После она продолжала исследовать это явление.

В итоге было установлено, что ту скорость, с которой двигаются галактики, нельзя объяснить, опираясь только на видимые виды материи. Рубин убеждена, что невидимая для людей субстанция оказывает сильное воздействие на звездные скопления.

По мнению американского астронома, видимого нормального вещества недостаточно для формирования гравитации на том уровне, который позволит удерживать звезды в форме огромного скопления.

После многочисленных исследований Рубин доказала, что основная часть вселенной и галактик - это материя, которая не отражает, не поглощает и не излучает свет.

Черные дыры

Уже несколько сотен лет астрономы используют различные математические концепции такого космического явления, как черная дыра. Но все это время у ученых не было возможности увидеть ее в реальности.

Телескоп Хаббл позволил наблюдать следы мощной гравитации этих объектов. И в 2019 году были получены снимки черной дыры, доказывающие, что все эти десятилетия ученые были правы, и их расчеты оказались верны.

Объекты, обладающие супергравитацией, поглощающей даже свет, действительно существуют. На данный момент их появление связывают с таким процессом, как смерть массивных звезд.

Звездное слияние

В 1920 году английский физик, математик и астроном Артур Эддингтон сделал интересное предположение. По его мнению, источником солнечной энергии является ядерный синтез водорода, в результате которого образуется гелий.

Как утверждал ученый, когда у звезды заканчивается водород, она может получать его извне. Речь идет о слиянии двух светил и восполнении недостатка нужных элементов одного из них за счет другого.

Вода на Марсе

После того как люди высадились на луну, НАСА не стало тратить время зря и отправило подготовленный посадочный аппарат на Марс. Миссия получила название «Викинг».

Это был мощный скачок в рамках процесса исследования космоса. После в сторону красной планеты было отправлено немало спутников и других технических единиц. И многие из них передали людям собранные данные.

Та информация, которую получили ученые, позволила сделать сенсационное открытие – много столетий назад на Марсе была вода, причем в большом количестве. Астрономы увидели на снимках явные следы речных русел и масштабных наводнений.

В 2015 году новая миссия позволила получить неопровержимые доказательства того факта, что на Марсе и сейчас есть остатки воды.

Экзопланеты

В 1992 году астрономы Дейл Фрейль и Александр Вольшан обнаружили две планеты, вращающиеся вокруг нейтронной звезды (главное фото).

Это был первый случай обнаружения космических тел, которые двигаются вокруг солнца за пределами нашей системы. Их существование было трудно установить, поскольку планеты находятся на значительном удалении от Земли и не излучают яркого света.

Насколько сильно астрономические открытия важны для современного общества?