Правда и вымысел: о 25 кадре начистоту

Подсознательное сообщение - это сигнал или информация, предназначенная для обработки в области ниже (глубже), чем находятся нормальные пределы восприятия. Например, подобное может быть неразборчиво для сознательного разума (но при этом быть видимым для бессознательного или более глубокого разума). Также это может быть информация, которая передается кратко и не воспринимается сознательно, но при этом она может быть обработана бессознательно.

Это может вводить в заблуждение. Иногда правильнее предположить, что подсознательное сообщение (звук или изображение) воспринимается более глубокими компонентами единого интегрированного ума.

Использование в рекламе

В повседневной жизни часто предлагалось использовать подсознательные методы в рекламе и в пропагандистских целях (например, партийные политические трансляции).

Термин «подсознательное послание» был популяризирован в книге Вэнса Пакарда «Скрытые убийцы» 1957 года. В ней подробно рассказывается о кинотеатрах, которые якобы использовали подсознательные команды для увеличения продаж попкорна и кока-колы на своих концессионных стендах. Однако исследование было сфабриковано, как позже признался его автор Джеймс Вайкери.

Дальнейшее развитие идеи

В 1973 году книга «Подсознательное соблазнение» утверждала, что более глубокие методы обработки информации широко использовались в рекламе. Этот труд способствовал общей атмосфере страха в отношении опасностей подсознательных сообщений. Общественной озабоченности было достаточно, чтобы заставить Федеральную комиссию по связи провести слушания и объявить подсознательную рекламу противоречащей общественным интересам, поскольку она предполагала преднамеренный обман общественности.

Исследование

Подсознательное восприятие - это подкласс бессознательного познания. Его формы также включают в себя обслуживание одного сигнала в шумной обстановке, в то же время неосознанное отслеживание других потоков информации (например, один голос из многих в многолюдной комнате) и задач, выполняемых автоматически (например, за рулем автомобиля).

Во всех таких случаях проводилось исследование, сколько воспринимается (неосознанно) необработанного сигнала или сообщения. Также ученых интересовало, воспринимается ли все сообщение, полностью ли оно усваивается или, возможно, это справедливо только для его основных и более простых характеристик. Есть как минимум два научных взгляда в этом направлении. Один из них утверждает, что воспринимаются только более простые черты бессознательных сигналов. Однако обратите внимание, что большинство проведенных исследований были направлены на проверку только на более простые особенности познания (а не на полное понимание). Вторая школа мысли утверждает, что бессознательное познание является всеобъемлющим. Оно способствует гораздо большему восприятию, чем можно выразить словами.

Были проведены различные виды исследований сублиминального восприятия. Например, изучалось, находятся ли анестезированные пациенты в полном неведении, когда они спят (находятся в бессознательном состоянии). Хотя сами пациенты не сообщают о каких-либо событиях во время их анестезии, косвенные методы изучения того, что они могут вспомнить, подтверждают, что информация воспринимается без какой-либо сознательной осведомленности.

Аналогично исследования пациентов с неврологическими патологиями показывают, что такие люди, например, не имеют возможности видеть определенные стимулы, но, тем не менее, они реагировали соответствующим способом на основании полученной информации. Например, в случае синдрома, известного как «слепое зрение», пациенты могут не знать о получении сообщения, приходящего через органы восприятия, которые они считают поврежденными.

Механизм действия

Подсознательные сообщения могут иметь свое потенциальное влияние и силу из-за того, что они способны обходить критические функции сознательного разума. Этот путь влияния или убеждения сродни самовнушению или гипнозу, когда субъекту предлагается расслабляться, чтобы предложения были направлены в более глубокие части разума. Некоторые наблюдатели утверждают, что бессознательное восприятие не способно к критическому отказу от гипнотических или подсознательных предположений. Результаты исследований не подтверждают вывод о том, что подсознательные предложения обладают особой силой.

Технология подсознательного обмена сообщениями была разработана довольно давно. Такие методы использовались в реальных ситуациях, таких как быстрая и всесторонняя подготовка мужчин в вооруженных силах для распознавания иностранных кораблей и самолетов. Исследования показывают, что на эффективность сильно влияет, считает ли пользователь, что они окажут влияние (эффект плацебо).

Подсознательные сообщения в рекламе

Считается, что существует форма подсознательной передачи информации, включающая вставку «скрытых» сообщений в фильмы и телевизионные программы. Концепция «движущихся изображений» опирается на постоянство зрения для создания иллюзии движения в серии изображений, проецируемых со скоростью 23-30 кадров в секунду.

Популярная теория подсознательных сообщений обычно предполагает, что подсознательные команды могут быть вставлены в эту последовательность со скоростью один кадр в секунду (25 кадр). О ней слышали многие. Скрытая команда в одном кадре будет появляться на экране так быстро, что она не будет осознанно воспринята. Но подобное сообщение предположительно обращено к подсознанию зрителя. Поэтому оно будет иметь некоторый измеримый эффект с точки зрения поведения.

Современное отношение к скрытым сообщениям

Что касается вопроса о том, широко ли используются подсознательные сообщения для воздействия на группы людей, нет никаких доказательств того, что была предпринята какая-либо серьезная или постоянная попытка использовать подобное масштабно. Широко распространенные сообщения, появившиеся в 1957 году, о том, что клиенты кинотеатра в Нью-Джерси побуждались подсознательными командами потреблять больше попкорна и кока-колы, почти наверняка были ложными.

В настоящее время консенсус среди специалистов по маркетингу заключается в том, что подсознательная реклама является контрпродуктивной. Для некоторых это объясняется неэффективностью подобных приемов. Большинство маркетологов также понимает, что подобное станет катастрофой для связей с общественностью. Многие опасаются использовать подобные методики в рекламных кампаниях из-за этических соображений.

Пример из истории

Во время президентской кампании 2000 года в США телевизионная реклама в поддержку кандидата от республиканцев Джорджа Буша-младшего показывала на экране телевизора слова (и их части), фокусируясь от переднего плана до фона. Когда на экране вспыхнуло слово BUREAUCRATS (бюрократы), один кадр показывал только последнюю часть, RATS (крысы). Демократы оперативно попросили FCC разобраться в этом вопросе, но в этом случае штрафные санкции не применялись. Влияние, которое это имело на общую президентскую гонку, было неясно. В сторону демократов и Эл Гора были направлены насмешки за то, что они нашли злое намерение в простой ошибке. А республиканцы получили ряд негативных высказываний из-за отсутствия внимания к деталям и неправильного произнесения Бушем слова «подсознательное». Следует отметить, что «скрытое сообщение» легко просматривается, когда реклама воспроизводится с обычной скоростью. Если бы команда была действительно подсознательной, этого было бы невозможно так просто выявить.

Эффект «чудодейственного похудения» и 25 кадр

Хоть официально подсознательное управление действиями людей при помощи эффекта 25 кадра было опровергнуто, так как Джеймс Вайкери признался в факте подделки результатов своего открытия, люди не перестали верить в силу подобного влияния. В некоторых странах использование подобных методик стали запрещать на законодательном уровне. Дело в том, что многие мошенники начали обещать людям «чудодейственное» избавление от многих проблем, например, говорилось, что они могут похудеть или избавиться от алкоголизма и т. д.

В России теория о 25 кадре стала особенно распространенной. На законодательном уровне была принята статья 5 в ФЗ «О рекламе». В ней говорилось о недопустимости распространения скрытой рекламы. Хотя исследования в области распространения неосознанных команд не подтвердили, что подобные методики могут оказывать влияние на наш ум, тем не менее, такие маркетинговые ухищрения в России запрещены. На Западе технологию «25 кадр» причисляют к более обширной сфере, которая называется «скрытой рекламой».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы верите, что скрытая реклама оказывает воздействие на поведение людей?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.