10 фактов о слюне, которых многие, скорее всего, не слышали

Слюна – это удивительная жидкость, которая вырабатывается организмом человека. Ее можно рассматривать, как чудо, существующее в нашем теле, и как его кошмар. Эта жидкость, наполненная пузырьками воздуха, выполняет множество задач. Она переносит гормоны, сохраняет здоровье зубов, а также содержит в себе память о наших далеких предках.

Порой используются слюна и в весьма необычных направлениях. Это может показаться странным, но врачи применяют ее в качестве вакцины, а ученые стремятся получить из нее самое мощное обезболивающее в мире. Существует и прибыльная торговля слюной, когда люди предлагают ее образцы, несущие в себе вирусы, опасные для жизни, на черном рынке. Рассмотрим интересные факты об этой удивительной жидкости.

Липкость слюны

На многих фотографиях с лягушками можно увидеть тот момент, когда эти земноводные хватают своими языками насекомых. Как им удается это делать? Такая способность проявляется лягушками не только благодаря точности и скорости движения их языка. Немаловажную роль при этом играет и липкость их слюны.

После того как лягушка заметила пролетающую мимо пищу, она тут же выбрасывает свой язык, который в 10 раз превышает по своей мягкости человеческий. Это и позволяет ему надежно обхватить лакомый кусочек. После того как язык втягивается обратно, выделяемая земноводным слюна становится по своей консистенции гуще меда. Благодаря своей вязкости водянистая жидкость обволакивает жертву, приводя ее к неизбежной гибели.

Репродуктивная роль

Существует такая наука, как филематология. Основным предметом ее изучения являются поцелуи. Исследуя их, ученые обнаружили много интересных фактов. По их мнению, слюна является важнейшим элементом романтики. Большинство людей с этим вряд ли согласится. Тем не менее ученые установили, что именно слюна играет значительную роль в сохранении человеческого рода. Во время проведения исследований были приглашены пары студенческого возраста.

Учеными проводился анализ уровня гормонов молодых людей. Перед этим одни из пар просто держались за руки, а другие целовались. Выяснилось, что в первом случае не происходило такого снижения уровня кортизола (гормона стресса) и роста показателя окситоцина (гормона любви), как во втором. Это позволило сделать вывод о том, что поцелуй, при котором слюна попадает в ротовую полость партнера, и является ключом к продолжению человеческого рода.

Она не утоляет жажду

Несмотря на то что слюна на 98% состоит из воды, человеку все равно хочется пить. И этот факт вовсе не обрадует того, кто оказался в пустыне или ленится дойти до холодильника. Да, слюна не может утолить жажду. Ведь дело здесь не в процентном содержании в ней воды, а в концентрации жидкости.

Для того чтобы человек утолили жажду, клетки его тела должны впитывать в себя воду. Но сделать это они могут только в том случае, если она будет содержать в себе меньшее количество солей и других веществ, чем те жидкости, которые уже находятся в организме. Самым замечательным вариантом при этом является пресная вода. А вот что касается слюны, то она настолько насыщена белками и ферментами, что имеет намного большую концентрацию по сравнению с обычной водой.

Патологии сухого рта

Организм некоторых людей не способен выделять достаточное количество слюны. С одной стороны, это может показаться не таким уж и страшным. Однако подобная дисфункция способна привести к опасным последствиям.

Слюна, находящаяся во рту человека, должна покрывать все ткани тонким слоем. При ее недостаточном количестве развивается сухость. Подобное состояние приводит к ускоренному развитию кариеса, дрожжевых инфекций, а также многих других патологий.

Объясняется это тем, что слюна обладает прекрасными защитными свойствами. Помимо 98 процентов воды в ней содержится большое количество таких активных веществ, как слизь, ферменты, электролиты, а также антибактериальные составляющие. Все эти элементы, действуя в комплексе, разрушают крахмалы и жиры, очищают десны и зубы от микробов, бактерий и кислот, а также облегчают процесс глотания.

Есть у слюны и еще одна замечательная способность. Благодаря ей зубы легче соприкасаются друг с другом при жевании, что позволяет сохраниться их эмали.

Альтернатива морфину

Опиоиды - это вещества, являющиеся сильнейшими болеутоляющими. В их число входит и известный многим морфин. Несмотря на облегчение состояния больного, длительное использование такого препарата вызывает зависимость организма или приводит к смерти от передозировки.

В 2006 г. ученые нашли возможность замены морфию, найдя необходимое вещество в человеческой слюне. Это энкефалин, который является природным обезболивающим. Так же, как и морфий, он способен воздействовать на определенные точки нервной системы, блокируя поступление болевых сигналов в мозг.

Работы над новым обезболивающим продолжаются до сих пор. Ученые прилагают все усилия, чтобы устранить некоторые недостатки природного лекарства, обладающего узкой локализацией своего действия.

Вакцина от аллергии

В 2016 г. чиновниками проводилось расследование о вероятной халатности, допущенной Чикагским врачом Мин Дэ Линем. И тогда было обнаружено, что этот доктор делал своим пациентам прививки, в состав которых входила обычная водка и кошачья слюна.

Врач искренне верил в том, что такой препарат способен излечить аллергию. Интересно, что жалоба на необычное лекарство поступила вовсе не от пациентов Линя. Написана она была медицинскими работниками, обнаружившими записи о модифицированных прививках, сделанных больным.

Тайна предка человека

В 2017 г. ученые проводили исследования образцов слюны, которые были собраны у жителей стран Африки, находящихся южнее Сахары. Основной целью планируемых работ было изучение муцина-7 – белка, ответственного за концентрацию этой жидкости. Однако внимание ученых привлекло то, что в исследуемых образцах этот компонент имел довольно странную вариацию генов.

Именно такой она была у неандертальцев и денисовцев – вымерших подвидов людей. Ученые предполагают, что примерно 200 тыс. лет назад предки людей продолжили человеческий род благодаря чему-то неземному. И это доказывает состав слюны современных народов Африки.

Дело Lyssinum

Средство под таким названием появилось в 2018 г. Но тот, кто захотел бы изучить его ингредиенты, наверняка бы выронил из рук флакон с находящимся в нем препаратом. Ведь Lyssinum - это слюна, взятая у бешеной собаки.

Фурор 2018 г. был вызван утверждениями канадского натуропата о том, что это средство использовалось для ребенка. Это был четырехлетний мальчик, которого укусила собака. По истечении некоторого времени ребенок начал вести себя неадекватно. Он прятался под столом и рычал на людей. Спасти его якобы и помогло это средство.

Однако до настоящего времени пока еще не ясно, является ли данный препарат безопасным для человека или несет в себе риск заражения инфекцией.

Новая форма жизни

В 2016 г. ученые обнаружили в слюне человека новый вид бактерий. Интересно то, что они охотятся за своими сородичами.

Бактерия-паразит цепляется за мембранную оболочку своей жертвы и высасывает из нее все необходимые для продолжения жизни аминокислоты. Интересно, что ее ДНК в высоких концентрациях была обнаружена в слюне пациентов, страдающих от заболевания десен.

Незаконная торговля

В Южной Африке слюну продают на черном рынке. Особым спросом пользуется товар, полученный от больных туберкулезом.

Здоровые люди относят пробирки с этими образцами в клиники, выдавая их за свои. Это позволяет им оформить инвалидность и получать пособие от Департамента социального развития. Такая торговля особенно процветает в Кейптауне, где высок уровень безработицы и многие семьи живут за чертой бедности.

Изменилось ли ваше отношение к слюне после прочтения этой статьи?