Джунгли зовут! Ученые выяснили, что тяга к приключениям передается по наследству

Часто ли вы срываетесь с места в поисках приключений или же предпочитаете тихо и мирно сидеть у себя на веранде, почитывая книгу? Думаете, что ваша активность или, наоборот, пассивность обусловлены внешней обстановкой, в зависимости от которой вам хочется либо сбежать подальше, либо забиться в тихий угол?

Давайте разбираться, откуда у людей берется тяга к приключениям. Играет ли роль генетическое наследство или нет?

Мы находимся на равных

Людям нравится думать, что мы занимаем особое место в животном мире и часто удивляемся, когда видим, что другие животные проявляют человеческие качества. Даже наши ближайшие родственники - приматы - пытаются произвести на нас впечатление, используя жесты и выражая эмоции.

Но если бы мы подробно описали наши общие черты с другими видами, мы могли бы с меньшей вероятностью скрыть преувеличенные представления о человеческом превосходстве. Лучший способ развеять иллюзии о том, что значит быть человеком - это сравнить наше поведение с поведением самых простых животных, которых мы можем найти. Например, с дрозофилой, так же известной, как скромная плодовая муха, над которой проведено множество экспериментов.

Ареал обитания

Существует один конкретный поведенческий вопрос, который объединяет многие виды животных: «Должен ли я исследовать более широкие ареалы или использовать свою нынешнюю среду обитания?»

Для большинства животных вопрос ареала обитания зависит от того, насколько для них важно оставаться в привычном месте, где они уверены в наличии пищи и защищены от хищников, или исследуют совершенно новые и потенциально опасные условия для улучшения своих возможностей.

Для людей в развитых странах, в отличие от многих животных, этот вопрос обычно не имеет фатальных последствий. Но это все еще может применяться к самым важным решениям в нашей жизни, например, «должен ли я сохранить свою текущую работу с низким риском или стремиться к более высокому уровню и начать бизнес, который я всегда хотел».

Заложено на генетическом уровне

Существует ген, который лежит в основе этого поведения, у плодовых мушек, обычно называемый «геном фуражирования». Он имеет два специфических направления:

1. Ген отвечает за желание отправиться в путешествие, на поиски чего-либо, чтобы исследовать неизвестное. Ученые называют его «скитальцем» или «бродягой».
  2. Другой ген отвечает за желание вести более консервативный образ жизни. Ученые называют его «нянькой», потому что мухи, как правило, воздерживаются от желания отправиться на поиски неизведанного.

Модифицированный вариант гена (то есть ген-бродяга) предсказывает более предприимчивые исследования плодовых мух и, в конечном счете, повышенную способность находить источники пищи в неопределенных условиях. Эти различия в поведении, по-видимому, связаны с неприятием риска.

Муха, желающая широко и авантюрно исследовать, с большей вероятностью найдет новые источники пищи, но она также оставляет себя открытой для новых опасностей (например, охота на территории хищника или конкурента).

Муха, которая привязана к эксплуатации близлежащих сред и остается максимально защищенной в своих схемах поиска, может найти меньше источников пищи, но и меньше опасностей, связанных с неопределенной территорией.

Исследования гена PRKG1

В недавно опубликованном исследовании в журнале PNAS группа ученых проверила, может ли человеческий эквивалент гена «фуражирования», известного как PRKG1, так же предсказать, как люди исследуют мир. Предыдущие данные уже подчеркивают роль этого гена в регулировании поведения человека, включая потенциальные связи с такими чертами, как материнский инстинкт.

Учитывая связь PRKG1 с поиском пищи у плодовых мушек и его существующие связи с некоторыми общими чертами поведения человека, исследователи хотели понять, как ген влияет на желание отправиться в путешествие на поиски приключений.

Мы проведем игры!

Исследователи решили провести эксперимент, в котором приняли участие 450 студентов из Университета Уотерлу в Онтарио. Каждый прилагал образец слюны для генетического тестирования и заполнял анкету, в которой оценивали авантюрные тенденции, исходя из известных психологических опросников.

Более рациональные респонденты старались оценить варианты, прежде чем сразу же ответить на вопрос в анкете. Некоторые, напротив, выбирали ситуации из разряда «просто сделай это», принимая импульсивные действия, сводящие к минимуму страх ошибиться.

Затем волонтеры колледжа сыграли в игру, где их попросили найти как можно больше ягод в компьютеризированной среде. Анализируя шаблоны поиска, исследователи выявили различные стили решения проблемы. Они также обнаружили две формы человеческого гена PRKG1 и обнаружили, что одна из этих форм напоминает первый вариант, обнаруженный у плодовой мухи.

Точно такие же, как и дрозофилы

Люди с «геном-нянькой» вели более осторожный образ жизни, поступали правильно и с большей вероятностью придерживались строгих правил игры, в которой они участвовали. Эти ребята также были очень настойчивы в сборе более мелких (и малоизвестных) ягод на игровом поле.

Другими словами, они были не только более осторожны в своих глобальных шаблонах поиска, они также тщательно собирали все доступные ягоды на месте, не предпочитая расширить ареал обитания и отправиться на поиски новых кустов.

Удивительно, но это поведение аналогично действиям плодовых мух, у которых был обнаружен «ген фуражирования» под названием «нянька». Как и дрозофилы, некоторые люди, не склонные к риску, предпочитают избегать авантюрных стратегий поиска, используя свою среду, которая дарит чувство защищенности и спокойствия.

Развитие коры головного мозга

Как ген PRKG1 может иметь такие эффекты у людей?

Исследователи предполагают, что это может быть связано с экспрессией генов в области нашего мозга, известной как дорсолатеральная префронтальная кора. Те люди, которые стараются избегать риска и боятся участвовать в авантюрах, показывают меньше единиц PRKG1 в префронтальной коре.

Здесь можно провести четкую параллель со скромной плодовой мушкой. Те дрозофилы, чьи гены были классифицированы как «няньки», а не авантюрные «бродяги», менее продуктивны в поисках пищи. Это значит, что им приходится довольствоваться тем, что предлагает их ареал обитания, не изучая новые зоны (или продукты, если сравнивать с людьми).

Людям еще предстоит увидеть независимое исследование, которое воспроизводит этот эффект и проверяет тот же вопрос среди старших возрастных групп. Но проведенное исследование доказывает: наши гены могут влиять на поведение людей, а также на их желание отправиться на поиски приключений.

Быть авантюристом или домоседом

Когда мы рассматриваем то, как исследуем мир, бродим по новому городу или путешествуем по большому музею, мы приписываем свой выбор тому, что могли бы назвать «свободной волей». Но, взломав наш генетический код, понимаем, что врожденные биологические свойства предсказывают многие решения и характеристики. Наши гены и их взаимодействие с окружающей средой играют решающую роль в определении того, станем ли мы в конечном итоге искателями приключений или домоседами.

Наше пищевое поведение может быть похоже на поведение плодовой мушки, но мы выделяемся своей способностью сознательно размышлять над этим поведением и понимать мотивы.

Тривиальность и краткость человеческой жизни должны побудить нас ценить каждый удачный момент сознательного опыта - предпочитаем ли мы комфорт дома или приключение за границей.

А вы замечали в себе тягу к приключениям? Или предпочитаете сидеть дома и не рисковать лишний раз?