Почему помидоры были вкуснее 100 лет назад. Как ученые пытаются восстановить их первоначальный вкус

Многие замечают, что аромат и вкус помидоров уже не тот, что был раньше. Если вы привыкли есть помидоры из супермаркета, наверняка вы этого не заметили. Вкусовые рецепторы современного поколения невольно лишаются вкусов, которые когда-то впечатляли наших предков. Но если вы хоть раз в жизни пробовали овощ, сорванный с грядки, то этот вкус запомните на всю жизнь. Однако у нас есть возможность вернуть любимому овощу прежнюю славу.

Ученый, который взялся за решение проблемы

Гарри Клее - профессор садоводческих наук из университета Флориды. Он уже несколько лет работает над проектом, который позволит определить важнейшие химические элементы, отвечающие за вкус помидоров. Его целью является создание сорта томата, который снова будет иметь вкус, как это было 100 лет назад.

«Мы просто исправим то, что было утеряно за последние полвека, чтобы вернуть вкус, который овощ имел сотню лет назад, - говорит Клее. - Вкус помидоров, которые вы привыкли покупать в супермаркете, может быть значительно лучше».

Мы всецело поддерживаем идею ученого и надеемся на положительный результат исследований.

Планы на будущее

Профессор поясняет, что он не заинтересован в генетической модификации, его цель - использовать методы классической генетики и селлекционирование, чтобы восстановить вкус и аромат томатов, размножая их привычным способом. Однако для начала ему предстоит точно определить, что же изменилось в их вкусе.

Конечно, рассчитывать на быстрые результаты нельзя. Поскольку ученому придется вырастить не одно поколение помидоров и протестировать их, выбрать направление для селекции, провести скрещивание и вырастить новую культуру. Обычно на такие исследования уходит не один десяток лет.

Ответ кроется в аллелях

Команда Клее рассмотрела основы того, каким образом работают наши вкусовые и обонятельные рецепторы, когда мы пробуем помидор. Также внимание было уделено таким вопросам: каким должно быть содержание сахара в овоще, какие химические элементы отвечают за его вкус? После этого команда сделала генетический анализ выработки этих химических веществ и смогла выявить несколько аллелей (генетических вариаций), которые в процессе создания новых сортов и гибридов постепенно были выведены, а именно они во многом отвечают за вкус.

«Мы хотели выяснить причину, по которой в современных сортах томатов эти ароматические химические вещества содержатся в минимальном количестве, - говорит Клее. - Как оказалось, дело в том, что они потеряли ключевые аллели ряда генов».

В журнале Science были опубликованы результаты оценочного исследования, которое охватывало весь геном для выявления главных генов. Это позволило сосредоточиться на конкретных признаках и определить их в процессах разведения. Поскольку Клее не приемлет методов генетической модификации, вернуть прежние вкусовые и ароматические качества помидорам удастся не ранее чем через три-четыре года естественного выращивания.

Перенесемся на пару лет вперед

Для достижения обозначенной цели Клее объединился с группой международных исследователей из Корнельского университета в Итаке во главе с генетиком растений Чжанцзюнем Фэем и молекулярным биологом и ученым из Министерства сельского хозяйства Америки Джеймсом Джованнони.

В 2019 году они углубились в недостающую генетическую цепочку современных сортов томата, создав пангеном для 725 различных сортов помидоров. Результаты проведенных работ были опубликованы в журнале Nature Genetics в мае этого года.

Пангеном - это полный набор генов всех штаммов, который позволяет отделить основной геном от вариабельного. Они сравнили имеющиеся данные с идеальным геномом. Результат усилил теорию Клее, выявив около 5000 недостающих генов, которые объясняют, почему томаты, приобретенные в магазинах, в большинстве случаев лишены прежних вкусовых качеств.

Первые результаты

Они сконцентрировали свое внимание на определенном гене под названием TomLoxC, который в процессе создания новых сортов был отодвинут на второй план. Известно, что этот ген отвечает за цвет, однако только сейчас было выявлено, что он вносит свой вклад и во вкус и аромат помидоров.

Как сообщалось в одном из обзоров исследования, этот ген медленно, но верно возвращают на его место. Прежде TomLoxC присутствовал только в 2 % ныне существующих сортов томатов. Однако в последние годы селекционеры стали особое внимание уделять именно вкусу овоща, а не его стойкости к вредителям, болезням и погодным условиям. Таким образом, этот ген появляется все чаще в сортах овоща. Сегодня он присутствует уже в 7 % сортов томата.

Такая тенденция не может не радовать. Особенно впечатляют результаты, учитывая, что селекция проводится без генных модификаций. Получается, в итоге мы получим полностью натуральный продукт.

Так что, если вы большой любитель свежих помидоров, который, так же как и мы, ищет вкусные овощи, вас ожидает приятный сюрприз. Уже через несколько лет, даже если вы сами не выращиваете помидоры и живете вдали от фермерских ярмарок, вы сможете покупать вкусные овощи в ближайшем супермаркете.

А вас устраивает вкус продаваемых помидоров? Скучаете по настоящему вкусу томатов?