Выживание бактерий в космическом пространстве: в ходе эксперимента выяснилось, что бактерии по-разному ведут себя в космосе

Космос привлекает и завораживает. Конечно, это не то место, в котором может выжить человеческий организм. Да и любой организм в целом. Но это ошибка. Ученые выяснили, что бактерии в космосе не просто выживают, а чувствуют себя вполне естественно.

МКС и спортзал

Я была удивлена, когда узнала, что бактерии, обитающие в космосе, с таким же успехом живут и в ближайшем тренажерном зале, куда я хожу три раза в неделю. Космонавты нашли бактерии на поверхности космической станции, на месте, где их в принципе не должно быть. Сразу провели исследования и выяснили, каким образом эти живые организмы попали на прошивку МКС. Они были с Земли. Занести их могли вместе с оборудованием или же сами космонавты на подошве обуви или одежде. Конечно, НАСА не пожелало пропустить такую ошеломительную новость и представило ее огласке со всем пафосом: исследования ученых показали, что космическая станция покрыта бактериями сплошь и рядом.

Выживание бактерий в космосе

Космос имеет очень высокую поляризацию. Чтобы проще было понять: одна сторона космического корабля имеет температуру примерно 121 градус по Цельсию, а обратная - столько же, но с минусом. Учтем тот факт, что в космосе отсутствует кислород, да и вообще условия для жизни весьма сомнительные. Нам кажется, что все, находящееся за пределами космической станции, должно быть заморожено, но не в случае с бактериями, которые снаружи чувствуют себя ничуть не хуже, чем внутри. Космическое пространство не является для них исключением. Ученые провели исследования, чтобы выяснить, как бактериям это удается. Оказывается, секрет кроется в анатомическом строении их организма.

Разновидности бактерий

Как я уже сказала, анатомическое строение бактерий позволяет им отлично чувствовать себя в космосе. Их характеристики поистине уникальны. Они позволяют им оставаться в вакууме, не подвергаясь разрушению. Например, споры Bacillus pumilus SAFR-032 могут выдерживать ультрафиолетовое излучение, а также обработку перекисью водорода. Поэтому споры могут помочь бактериям выжить в суровых условиях. Но не все так просто. Если бактерии могут долгое время продержаться в космосе, это не значит, что им все равно. Если они не найдут подходящего для жизни места, то в конечном счете все равно умрут.

Еще один пример космических выживальщиков - тихоходки. Это крошечные организмы, которые живут в воде. Во время осмотра МКС в 2014 году российские космонавты обнаружили на внешней стороне станции застрявших тихоходок, чье поведение в космосе также вызывает интерес ученых. Уникальность этих бактерий в том, что они могут защитить свою ДНК даже от мощного ультрафиолетового излучения.

Бактерии на МКС

Со времени обнаружения первых живых микроорганизмов на космической станции ученые вели непрерывную работу и официально заявили: да, вместе с экипажем на космической станции живут и бактерии, причем живут хорошо, так как среди них практически отсутствуют бактерии-охотники. В основном соседями космонавтов являются бактерии мирные, которым не с кем и незачем конфликтовать. Любую домохозяйку или человека, следящего за порядком и здоровьем в собственном доме такая новость в любом другом контексте наверняка шокировала бы и испугала. Но в деле освоения космоса такие новости носят очень перспективный и позитивный характер. Очень жаль, что в наших школах не существует углубленного изучения космологии. Вы знали, что НАСА уже довольно давно составило список вредных и полезных бактерий, которые обитают на МКС? Он есть. Бактерии делятся на два типа: те, которые способны нанести серьезный вред здоровью и самочувствию космонавтов, и совершенно безобидные. Так вот, на космическом корабле обитают только безобидные бактерии. Однако это не повод для радости. Ученые ведут активную работу по изучению всех бактерий и их влиянию на атмосферу МКС, потому что в случае проникновения опасных бактерий в жилое пространство экипажа у космонавтов не будет моментального доступа к высокотехнологичному медицинскому оборудованию.

Поведение бактерий

Одно из сильнейших влияний на все живое оказывает гравитация. На развитие бактерий она влияет точно так же. После ряда исследований ученые выяснили, что гравитация положительно влияет на размножение бактерий. Бактерии не только размножаются в больших количествах, но и становятся совершенно невосприимчивы к антибиотикам, что в нашей с вами реальности не совсем приятно, потому что мы боремся за чистоту. А тут выходит, что мы зря теряем время и деньги на бытовую химию.

Существует несколько теорий, почему бактерии ведут себя подобным образом. Одна из них говорит, что из-за низкой гравитации снижается и молекулярный обмен в организме бактерий, это, в свою очередь, значительно влияет на все жизненные функции. В результате бактерии переходят на своеобразный режим голодания. Однако не все бактерии ведут себя подобным образом. Это сейчас пытаются выяснить ученые и создать единую систему учета всех микроорганизмов и их влияния друг на друга и жизнь человека в закрытом пространстве космического корабля.

Будущее бактериологии

Как мы уже обсуждали, НАСА и ученые очень заинтересованы темой обитания микроорганизмов в космическом пространстве. В настоящее время бактерии не представляют опасности для космонавтов и даже участвуют в жизни космической станции. Благодаря им изучается взаимное влияние бактерий и окружающих условий друг на друга. Смешно сказать, но ученые достаточно сильно озабочены условиями жизни бактерий на космической станции и даже придумали специальный скафандр, который защищает колонии бактерий от внешних влияний. За последние несколько лет тема существования бактерий вне Земли является самой распространенной и активно изучаемой. Ведь если ученые найдут ключ к разгадке, все результаты можно будет внедрить в ежедневную жизнь человека в космосе. Сейчас это звучит пока еще фантастически, однако не за горами тот день, когда человек продвинется еще на один шаг в освоении космического пространства. Космическое агентство регулярно анализирует поверхности и определяет количество и виды микроорганизмов, которые обитают на МКС, а также следит за их популяцией.

Верите ли вы в существенную помощь бактерий в освоении космоса?