Марсоход Curiosity начал поиск условий, которые могли поддерживать древнюю микробную жизнь

Марсоход НАСА Curiosity начал свое путешествие по планете Марс в поиске жизни, которое будет продолжаться в течение всего лета. Длина пути примерно 1,6 км. К концу поездки марсоход сможет подняться на следующий участок марсианской горы высотой 5 км, которую ученые исследует с 2014 года, в поисках условий, способствующих поддержанию жизнеспособности древних микроорганизмов.

Дно кратера Гейл

Гора Шарп расположенная у дна кратера Гейл. Она состоит из осадочных слоев пород, которые накапливались в течение долгого периода времени. Каждый слой свидетельствует о том, что Марс был ранее планетой, похожей на Землю, - с озерами, ручьями и более пригодной для жизни атмосферой, а превратился в морозную, безжизненную пустыню.

Ключ к разгадке

Следующая остановка ровера - это часть горы, которая называется «сульфатоносная единица». Сульфаты, такие как гипс и английская соль, могут образуются только при испарении воды, и они, по сути, являются еще одним фактом, как климат и возможность существования жизни изменились почти 3 миллиарда лет назад.

Однако, чтобы добраться до сульфатного слоя, необходимо преодолеть огромную территорию песка, и марсоходу придется объехать все это расстояние, чтобы не застрять. В зависимости от ландшафта максимальные скорости Curiosity варьируются от 25 до 100 метров в час. Автоматизированные способности ровера дают возможность самостоятельно выбрать более безопасные пути. «Однако марсоход Curiosity не может работать полностью самостоятельно без контроля людей», - объяснил Мэтт Гилднер, ученый отдаленно управляющий вездеходом. «Он лишь может принимать простые решения, чтобы выбрать более подходящий путь, где нет больших камней или других препятствий. Если нет достаточных сведений для самостоятельной безопасной поездки он автоматически останавливается», - объясняет он.

Возможность существования озер

Путешествуя к сульфатоносному участку, Curiosity оставляет за собой след из глины, состав которой ученые исследуют с начала 2019 г. Они интересуются водной средой, благодаря которой образовалась эта глина и могла ли она поддерживать жизнедеятельность древних микробов.

Расширение глиняного и сульфатного слоев, а также огромная песчаная территория - это особенность, вероятно, представляет собой крупный перепад или глобальные изменения в климате кратера Гейл. В какой-то момент озера, которые заполнили кратер шириной 154 км, исчезли, оставив после себя отложения, которые сегодня изучают ученые. Фронтон образовался позднее от ветровой или водной эрозии, что остается пока неизвестно, а затем развеянный ветром песок застелил поверхность.

Интересные факты

Северный конец фронтона состоит из глиняную почвы, команда, руководящая передвижениями ровера решила поднять марсоход на гору для предварительного осмотра местности. Когда ученые увидели территорию сверху, то были поражены, обнаружив вдоль поверхности песчаника возвышения, сформированные другой породой камня.

«Образование подобных узлов требуют воды», - сказал Александр Брик, один из группы ученых, руководивший исследованием этого фронтона. «Мы нашли возвышения в песчанике сверху фронтона, а некоторые чуть ниже него. В какой-то момент после формирования этого участка вода, вероятно, вернулась, изменив камень», - объясняет он.

Узлы стали привычным пунктом исследования на горе Шарп. Ученые предполагают, что вода на дне кратера Гейл присутствовала еще долго после того, как озера исчезли. Это открытие продлевает тот период, когда в кратере находились условия, способные поддерживать жизнь, если она когда-либо существовала.

«Марсоход Curiosity был разработан так, чтобы его возможности выходили за рамки поиска следов воды», - сказала Эбигейл Фрэман, которая работала в качестве заместителя исследователя проекта. «Мы раскрываем древний мир, который оказался совершенно другим, чем мы думали», - сказала она.

Следите ли вы за исследованиями на Марсе?