Правда ли, что феромоны увеличивают шансы на любовь?

В 2010 несколько десятков людей собралось в галерее в Бруклине, чтобы понюхать нестираные футболки друг друга. Это была не вечеринка для фетишистов – просто эксперимент по соблазнению запахами. Идея была простой: открой пронумерованный пакет с футболкой, понюхай, а если запах тебе нравится, можешь отправиться с его обладателем на свидание. Ведь считается, что идеальные партнеры могут распознавать химические сигналы друг друга и испытывать притяжение из-за феромонов. Некоторые считают, что по запаху можно найти любовь. Но так ли это?Феромоны

Миф о феромонах

Существует распространенная идея о том, что человеческое тело способно продуцировать своего рода афродизиаки. Эта идея присутствует в массовой культуре, некоторые даже покупают специальные духи «с феромонами», считающиеся любовным зельем. В таком парфюме может быть андростенол – вещество, которое, по мнению продавцов, увеличивает либидо женщин и повышает привлекательность мужчин.Афродизиак Противоположный пол якобы более активно обращает на вас внимание из-за андростенола. Есть и другие вещества, которые считаются усилителями привлекательности или средствами для повышения сексуальной энергии. Так неужели любовь действительно витает в воздухе и распознается по запаху? Что думает на этот счет наука?Химические сигналы

Научные данные

Термин «феромон» был предложен в 1959 году. Ученые из института Макса Планка, Петер Карлсон и Мартин Люшер, пришли к выводу, что в облаке молекул, производимых животными, некоторые особенно привлекают внимание. Они напоминают гормоны, содержащиеся в крови, но при этом испускаются телом наружу, воздействуя на поведение и физиологию других. Это не просто запах - это молекулы, вызывающие спектр разнообразных реакций, сформированный за время эволюции между членами одного вида с определенной целью. В том же году ученым удалось обнаружить определенный феромон, производимый самками шелковичного червя. Он привлекает внимание самцов, даже если те находятся в километрах от самки. Это передающийся по воздуху афродизиак. И заключается он всего в одной молекуле! На всех самцов эта молекула действует одинаково: они летят к ее источнику, даже если там нет никакой самки.Феромоны

Развитие теории

Первое открытие относительно этого перевернуло научный мир. Гормоны были уже изучены, а феромоны стали научным прорывом. Ученые были уверены: после того как эндокринология уже получила развитие, вскоре расцветет и экзокринология. И она действительно стала развиваться. Появилось множество научных работ на тему феромонов. В каждом классе и семействе, от микробов до мышей, были найдены химические следы, связывающие поведение и физиологию разных особей. Феромоны были обнаружены в воздухе, в воде океанов, в почве под ногами. Некоторые, как оказалось, и вовсе передаются от особи к особи как персональное молекулярное "сообщение". Феромоны, связанные с сексом, - это лишь часть открытия. Оказалось, у них есть и множество других функций. В 1971 году началось изучение аналогичного механизма у людей.Афродизиак

Изучение человеческих феромонов

Сперва было обнаружено, что при жизни в непосредственной близости менструальные циклы разных женщин синхронизируются как часы. Этот факт был обнаружен и доказан Мартой МакКлинток. Она изучила более сотни женщин и пришла к выводу, что менструации синхронизировались тем больше, чем дольше женщины жили вместе. На основании этого было сделано предположение о существовании человеческих феромонов. Впрочем, когда были произведены дальнейшие исследования, оказалось, что все не совсем так. Некоторые ученые пытались повторить опыт Марты, но у них ничего не вышло. Возможно, ее опыт – не более чем фальсификация или удачное совпадение. Впрочем, вскоре были найдены другие феромоны – их содержали дыхание человека и пот. К примеру, женское дыхание начинает отдавать чесноком при возбуждении. Возможно, именно поэтому чеснок популярен и в кулинарии. Второй феромон – запах страха, который могут замечать собаки. К такому выводу пришли ученые, опуская тот факт, что прежде считалось, будто молекулы распознаются только особями одного вида.Химические сигналы

Заключительный вывод

Современные ученые считают: нет никаких оснований для того, чтобы верить в феромоны. Ни обезьяны, ни люди не способны распознавать химические знаки так, как другие животные. У приматов просто нет органов, способных на это. Обонятельную функцию для феромонов обеспечивают особые клетки в носу, нервами соединенные с мозгом, но у приматов такая структура отсутствует. Поэтому можно сделать вывод, что, хоть запахи и могут казаться привлекательными, ничего от феромонов в них нет. Продающиеся сейчас парфюмы для соблазнения просто не работают. Практически не существует млекопитающих, руководствующихся в этом плане исключительно запахом, и люди не являются исключением. Любой аромат "с феромонами" - это не более чем удачный маркетинговый ход: влюбиться в запах просто невозможно.