Спать на боку полезно для мозга

Не новость, что положение, в котором спит человек, может влиять на осанку и пищеварение, но, оказывается, огромно воздействие позы и на психическое здоровье. Новые исследования выявили ее связь со способностью мозга осуществлять правильный обмен веществ, в том числе удалять из тканей вредные химические вещества. Таким образом, есть для сна позы более и менее предпочтительные.

мозг

Почему спать лучше на боку?

Ученые обнаружили, что спать на боку лучше, чем на спине или на животе. Такое пространственное положение позволяет организму более эффективно избавляться от химических отходов мозга. Сотрудник Университета Рочестера (Нью-Йорк) Майкен Недергард, проведший ряд исследований, отмечает интересный факт: именно в таком положении чаще всего предается сну большинство животных, в том числе обитатели дикой природы, да и люди предпочитают для отдыха в основной своей массе именно эту позу. Ученый считает, что в таком положении мозг наиболее эффективно очищается от метаболических отходов, накапливающихся во время бодрствования.

сон

В своих экспериментах исследователи использовали метод динамически-контрастной магнитно-резонансной томографии (МРТ), что дало возможность лучше разглядеть химические изменения внутренних структур различных тканей головного мозга, в частности, так называемый глимфатический путь (систему, в которой фильтруется ликвор, то есть спинномозговая жидкость, и происходит обмен с интерстициальной жидкостью, окружающей все другие клетки организма). Эта важнейшая физиологическая функция позволяет избавляться от отходов и других химических веществ, накапливающихся в мозге и подлежащих удалению (например, бета-амилоида и тау-белков). Их переизбыток может вызвать болезни Альцгеймера и Паркинсона.

Как показали опыты и клинические исследования, процесс удаления бета-амилоида активизируется во время сна. Но это еще не все. На интенсивность очистки влияет поза, в которой человек или животное спит.

поза

Суть опытов

Эксперименты проводились над взрослыми особями лабораторных крыс, погруженных в искусственный сон (подвергнутых анестезии), а заем уложенных в одном из трех положений (на боку, на брюхе или на спине). Затем исследованию подвергался глимфатический путь головного мозга спящих животных.

Как объяснил доктор Элен Бенвенист, соавтор исследования, результаты которого были опубликованы в журнале «Нейросайнс», анализ показал, что обмен веществ был наиболее эффективным, когда сон наблюдался именно в боковом положении. Как он считает, подобные выводы гипотетически применимы и к людям. Поза для сна на боку явно более предпочтительна по сравнению с положениями на спине или животе.

сон

Верно ли это в отношении людей?

Пример «братьев меньших» указывает на то, что млекопитающие (собаки, кошки и даже слоны) предпочитают спать именно так, хотя авторы не могли не отметить, что типичное поведение дикого животного формируется также и под влиянием условий выживания и, таким образом, может отличаться от человеческого. Это исследование было проведено на крысах и пока еще не вполне дает основания переносить его результаты на людей, хотя это не такая уж невероятная идея.

Многие виды деменции связаны с нарушениями сна, в том числе с трудностями в засыпании. Обнаруживается все больше признаков того, что эти нарушения могут ускорить потерю памяти при болезни Альцгеймера. «Наши выводы предоставляют новый взгляд на эту проблему, показывая важность позы во время сна», - сказал в заключение Недергард.

а почему верблюда не пытались уложить на спину и на живот, чтобы проанализировать?
Интересное умозаключение: "если у мышей происходит так, значит и у человека может быть аналогично". Ученые...
Мышь и человек имеют 97,5% общей ДНК. Мышь была первым млекопитающим после человека, чью ДНК удалось полностью секвенировать. Тогда оказалось, что только 21 ген у мыши не имеет какого-либо аналога в ДНК человека, и только 14 генов мыши являются абсолютно уникальными.
Исследования начала 1990-х годов говорят нам о том, что грубую копию человеческого генома можно сконструировать, если разбить геном мыши на 130-170 частей и расположить их в другом порядке.
вообще полезно спать лежа часов 8-9, а позу организм выберет сам