Вы сова, а не жаворонок? Причина может быть в генетической мутации

Здоровье Сон

Вы готовы выполнить любую работу поздно ночью, но никак не можете подняться с постели ранним утром? Новые исследования показывают, что на выбор образа жизни совы могут влиять ваши гены.сова

Новое исследование

В новом исследовании ученые изучили шесть семей (в общей сложности 70 человек) и обнаружили, что некоторые из них имели состояние, известное как синдром задержки фазы сна. Оказалось, что среди людей с этим синдромом также была распространена мутация в гене под названием CRY1. Синдром задержки фазы сна приводит к тому, что циркадные ритмы человека работают с опозданием, поэтому он просыпается позже, чем обычно, и ложится спать так же поздно.сова

Мутация отсутствовала у членов этих же семей, которые не имели названного расстройства, - говорят исследователи. Кроме того, ученые в лабораторных экспериментах показали, что этот ген может играть ключевую роль в нарушении циркадных ритмов. Это первая генетическая мутация, которую удалось связать с синдромом задержки фазы сна, говорят исследователи.

«Для носителей мутации день длится дольше, чем на самом деле, так что они, по существу, играют в догонялки на протяжении всей своей жизни», - говорит Алина Патк, ведущий автор исследования и научный сотрудник в лаборатории генетики в Университете Рокфеллера. Результаты исследования были опубликованы 6 апреля в журнале Cell.сова

Ежедневные ритмы

Циркадные часы – внутренний ритм, который влияет почти на все живое на Земле. Человеку этот ритм диктует, когда он чувствует себя усталым, голодным или бодрствует. Он даже регулирует температуру тела. Большинство населения имеет 24-часовой внутренний ритм, но 10 процентов людей с синдромом задержки фазы сна следуют внутренним часам, которые имеют более длинный цикл.

«Представители некоторых профессий, к примеру, бармены, не испытывают каких-либо проблем с данным синдромом», - говорит Патк. - «Но если человек работает, к примеру, хирургом, который должен ясно мыслить с раннего утра, то такая профессия практически несовместима с этим расстройством».сова

Генетическая мутация

Патк и ее коллеги идентифицировали первую мутацию, связанную с расстройством, семь лет назад. В то время они работали с 46-летней американкой, которая обратилась в клинику сна после долгой борьбы со своим синдромом.

Команда Патк и другие исследователи проанализировали природную картину сна женщины. На две недели она была помещена в квартиру, изолированную от всех временных сигналов. «Там не было окон, телевизора или Интернета», - говорит Патк. - «Тогда мы предложили женщине жить в соответствии с ее ритмом, то есть так, как подсказывало ее тело». В этой изоляции женщина придерживалась ритма, который длился примерно на час дольше, чем типичный 24-часовой циркадный цикл, а ее сон был фрагментированным.сова

Затем исследователи провели секвенирование ее генов и выявили мутацию CRY1. Мутация представляет собой одно точечное изменение в гене CRY1, а это означает, что только одна «буква» в этих генетических инструкциях была исключена.

В новом исследовании команда Патк подтвердила связь между генетической мутацией CRY1 и синдромом задержки фазы сна. Они искали эту мутацию среди членов семьи женщины, а также у других людей.сова

Используя базы данных геномной информации жителей Турции, исследователи определили людей, которые являлись носителями мутации в гене CRY1. В сотрудничестве с исследователями из Университета Билькента в Анкаре, Турция, исследователи обратились к этим людям и смогли провести опрос и дальнейшее секвенирование ДНК членов шести семей.

Среди 70 членов турецких семей 39 оказались носителями мутации CRY1. Данные показали, что циклы сна у этих людей были сдвинутыми. Они достигали своей естественной средней точки сна в 6-8 часов утра, в то время как средняя точка сна для людей, не имеющих мутации, - примерно 4 часа утра.сова

Другие генетические причины?

Клинические исследования показывают, что около 10 процентов людей испытывают синдром задержки фазы сна, но не все случаи могут быть связаны с этой единственной мутацией.

На самом деле Патк призналась, что она также является совой и часто работает до поздней ночи. Тем не менее она не является носителем мутации CRY1.

«После проверки оказалось, что не все люди, которые являются совами, обязательно имеют эту мутацию, но она, похоже, оказывает влияние на большую часть населения», - отметила Патк.сова

Это значит, что должны существовать другие генетические причины для этого расстройства. Тем не менее идентификация по меньшей мере одной генетической мутации, связанной с расстройством сна, является важным шагом.

«Понимание того, что управляет нашими ритмами, открывает дверь для возможности контролировать их с помощью препаратов», - сказала Патк. Кроме того, если лекарство, помогающее полуночникам согласовать свой график сна в конце концов будет найдено, оно может также помочь путешественникам справиться с их биоритмами.сова

Как управлять своим циркадным циклом

В то же время исследователи подчеркивают, что существуют стратегии, которые уже сейчас могут использовать люди с синдромом задержки фазы сна, чтобы попытаться «настроить» свои внутренние часы. Патк советует практиковать «гигиену сна», которая включает в себя отход ко сну в определенное время каждую ночь, даже в выходные дни, и пробуждение в то же самое время каждое утро. Также поможет отказ от яркого света (в том числе от ноутбуков и смартфонов) в ночное время. Кроме того, следует подвергать себя воздействию яркого солнечного света сразу же после пробуждения. сова

«Даже если вы являетесь носителем мутации, это не значит, что ваш циркадный ритм невозможно изменить», - говорит Патк. - «Можно предпринять определенные шаги, чтобы попытаться согласовать свой внутренний ритм с внешним миром».

• Подписаться