Ученые бьют тревогу: недосып наносит непоправимый ущерб ДНК человека

Журнал Anaesthesia опубликовал результаты исследований о вреде недосыпания. Ученые обнаружили, что недостаточный сон оказывает негативное влияние на ДНК и приводит к серьезным проблемам со здоровьем.

Исследователи из Гонконга изучили влияние недосыпания на здоровье людей. В опыте приняли участие 49 человек, из которых 24 работали в ночную смену с конца дня и до утра 5-6 раз в месяц. После завершения испытания провели анализ ДНК. Результаты неутешительны.

Как все происходило

У всех участников эксперимента после трех дней нормального сна была взята кровь на анализ. Повторно кровь взяли после эксперимента. Исследователи оценивали общее состояние, строение ДНК до эксперимента и после. Для определения, как влияет сон на состояние человека, испытуемые вели дневники сна, в которых записывали, сколько часов спали. Также учитывался график работы.

При нормальном сне экспрессия генов репарации ДНК у врачей, работающих в ночную смену, была меньше, чем у тех, что работали днем. По оценке результатов ученые установили, что структура ДНК разрывалась. После ночных смен разрывы структуры молекулы становились больше, а экспрессия генов восстановления уменьшалась. Таким образом, все полученные данные позволили сделать необычные выводы. При нарушении сна, недосыпании у человека происходит нарушение на генном уровне, разрывается цепочка ДНК.

Что наблюдалось

Повреждение ДНК проявлялось массой проблем со здоровьем, начиная от сердечных приступов и до появления диабета, а также некоторых видов рака. Как отмечают исследователи, мета-анализ двух миллионов человек позволил определить, что нарушение сна приводит к развитию рака молочных желез и не только.

Старший исследователь из Гонконгского университета заявил, что эта работа предварительная, но даже на данном этапе стало ясно, что всего одна ночь без сна способна привести к возникновению серьезных проблем со здоровьем, в том числе к возникновению хронических патологий.

Проведенные исследования помогли определить, почему те, кто страдает от недосыпания, больше предрасположены к возникновению хронических патологий, а также как ночной образ жизни сказывается на биоритмах, половой жизни.

Оценка результата

Чтобы ученые смогли более детально оценить степень повреждения ДНК и взаимосвязь между лишением сна и имеющимися болезнями, необходимо провести больше исследований. Более того, сами исследователи говорят, что участники ночной смены были моложе их контрольной группы, что также могло оказать влияние на результаты. Все, кто принимал участие в опыте, были китайцами, а значит, результаты нельзя применять к другим национальностям, пока не будут проведены соответствующие испытания.

«Врачи-анестезиологи, кардиологи, хирурги, травматологи и другие доктора работают посменно. Их могут вызвать на работу днем, ночью. Такой график оказывает негативное влияние на здоровье», - сказал Эндрю Кляйн, кардиолог-анестезиолог. Также он подчеркнул, что данное исследование важно и тем, что позволяет будущим исследователям оценить влияние изменений структуры ДНК людей с разными графиками работы.

А вы страдаете от недосыпания?
Я сплю по 6 часов в сутки, это ночной сон с 12:30 до 6:30. И ночью пару раз просыпаюсь ребенка кормлю. У меня 2 детей+ работаю. Это дело привычки. Сначала было тяжело, потом организм нормально реагирует. Ночные смены - это плохо для здоровья - 100%. А спать по 6 часов - норм. Я себя прекрасно чувствую.