Почему создатели фильмов так очарованы Франкенштейном?

Окончательная версия фильма «Франкенштейн» режиссера Джеймса Уэйла была смонтирована в 1931 году. С тех пор минуло 85 лет, но совершенно демоническое создание писательницы Мери Шелли продолжает оживать на экранах с завидным постоянством. Сама же книга англичанки отметила уже 200-летний юбилей. Так почему же ее герой так вдохновляет режиссеров со дня изобретения кинематографа?Фильм

Нездоровое любопытство к ужасу смерти

Джеймс Уэйл, создатель первой картины о чудовищном монстре, признается, что сюжет, вышедший из-под пера англичанки, дает возможность вплотную приблизиться к ужасу смерти. По крайней мере, именно это чувство он ощутил после прочтения сценария. В его голове сразу же мелькнула шальная мысль: «Было бы забавно, если бы правдоподобно удалось показать что-то невозможное с физической точки зрения».

Нездоровое любопытство к таинству смерти – это отнюдь не единственная причина режиссерской мании. Здесь сокрыты огромные возможности для творческого самовыражения. Создатели картин могут продемонстрировать с экрана квинтэссенцию человеческой одержимости и то, как далеко можно зайти, пытаясь вмешаться в естественность биологических процессов. Что будет, если благие намерения, подпитанные научными знаниями, приводят к плачевному итогу?Герой

Многообразие жанров

Здесь действительно есть где развернуться. Зритель видит и обреченность любви, и ужас смерти, и героизм, и тревожные перспективы. Сюжет настолько многогранен, что каждый раз его можно обыгрывать по-новому. Несмотря на то что публика никогда не пресытится мрачным действом, на сегодняшний день по мотивам произведения Мери Шелли были сняты и анимационные фильмы, и гротескные комедии.Франкенштейн

Как зародилась история о чудовищном монстре?

Не менее интересна тема создания ужасного монстра. Фильм «Готика», снятый в 1986 году режиссером Кеном Расселом, рассказывает историю появления Франкенштейна. На берегу женевского озера собрался весь прогрессивный писательский бомонд в лице лорда Байрона, Перси Шелли (будущего супруга Мери Шелли) и Джона Уильяма Полидори, который стал впоследствии основоположником жанра произведений о вампирах. Была там и единственная женщина – Мери Гудвин, возлюбленная Перси Шелли.

Однажды ночью лорд Байрон бросил собравшимся литературный вызов. Он попросил каждого из своих друзей придумать свою увлекательную историю о призраках. Самая невероятная история сходу пришла на ум будущей миссис Шелли. По мнению писательницы, интересной основой для целой книги может послужить идея реанимация трупа при помощи гальванизма (стимуляции мышц электричеством). С этого момента, вплоть до самого рождения Франкенштейна, Мери сама пребывала в состоянии одержимости. Она была больна своим будущим героем. Эти чувства полностью передались заядлому ученому, попытавшемуся обмануть смерть.Фильм

Шокирующий сюжет

Сейчас нас сложно удивить шокирующими, почти неправдоподобными сюжетами, но монстр Франкенштейна всегда будет стоять особняком. За два века существования этого персонажа люди уже привыкли к нему. Оглядываясь назад, можно только предположить, насколько произведение Мери Шелли стало для своего времени культурным шоком. Книга, изданная в 1818 году, была встречена с презрением и негодованием. Несмотря на то что отвращение к порочному монстру так проникло в сознание читателей, они не могли оставить без внимания саму идею воскрешения человека из мертвых. С этого момента многие научные деятели задавались вопросом: куда идет человечество и действительно ли человеческий ум может завести нас к столь плачевным последствиям? Даже сегодня мы с ужасом думаем об этом.Герой

Там была мощная психологическая подоплека

Несмотря на то что научная составляющая проблемы, и страхи с этим связанные преобладали в обществе в первой половине 20 века, красной нитью первой экранизации о Франкеншетейне проходит психологическая составляющая. Друга версия режиссера Сирла Доули рассказывает о монстре, появившемся из кипящего котла. Это седовласое создание не могло смотреть на собственное отражение в зеркале. Мощная сцена саморазоблачения отражает всю сущность Франкенштейна. С тех пор кинематографисты шли по этому скользкому пути с переменным успехом. Кому-то удавалось завоевать доверие публики, кто-то терпел на этот поприще фиаско.Сюжет

Продолжение истории

В 1935 году на экраны вышло продолжение истории. Фильм «Невеста Франкенштейна» отражает женскую версию монстра, громогласно вопящую при виде своего суженого. До 1948 года кинематографисты Universal Pictures сняли еще два сиквела, в которых зашли еще дальше. В ленте «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» зритель знакомится сразу с тремя монстрами. Затем последовало десять лет затишья, которое прервалось сенсационным первым в мире цветным ужастиком на эту тему.Фильм

Успех сменялся провалами

Следующему режиссеру, вдохновившемуся идеей экранизации истории жуткого монстра, нужно было во что бы то ни стало удивлять публику. Так появилась сентиментальная пародия, созданная в 1974 году Мелом Бруксом. Однако картина «Молодой Франкенштейн» не снискала успеха у публики. Только лишь 20 лет спустя режиссер Кеннет Брана вернет культовому герою первозданный мрачный вид.

Еще через два десятилетия культовый мастер Тим Бертон выпустит черно-белый анимационный фильм «Франкенвини». Эта история рассказывает о том, как мальчик-ботаник пытается воскресить своего погибшего домашнего питомца. Современные телевизионные версии изобилуют отступлениями от основного сюжета. Например, сериал «Страшные сказки» показывает, как доктор Франкенштейн страдает от наркозависимости, а его бессердечное создание проливает кровь ни в чем не повинных людей на улицах Викторианского Лондона. Монстр до такой степени входит во вкус, что даже и не думает останавливаться. Тем более что полиция перед ним бессильна.Герой

Самые громкие неудачи

Уровень пафоса в некоторых версиях зашкаливает, именно поэтому кинематографисты, отважившиеся превзойти первую экранизацию, терпят оглушительное фиаско. Знаменитый британский режиссер и сценарист Кеннет Брана настолько «раскормил» собственные амбиции, что утвердил себя на роль неистового ученого. Даже участие в картине великого Роберта Де Ниро в роли бессердечного монстра не спасло ситуацию. Подлила масла в огонь и раздутая шекспировская театральность. Именно поэтому лента «Франкенштейн Мери Шелли» получила резкое осуждение со стороны критиков.

Еще более нелепыми выглядят попытки превратить монстра в спасителя человечества в фильме Стюарта Битти, вышедшем на экраны в 2014 году. По идее создателей очередной версии чудовищный монстр должен был встать на путь человечности, но картина «Франкенштейн» в короткие сроки полностью провалилась.Франкенштейн

Недавние экранизации

Что-то оригинальное и значимое пытался создать Дэвид Кронненберг. Фильм «Муха» эмоционально изматывает зрителя. В этой версии сам ученый в результате телепортации и смешения генов трансформируется в монстра. В 2015 году на экраны вышла лента «Виктор Франкенштейн», в которой был сделан акцент на сотрудничестве ученого со своим помощником горбуном. Критики уже поспешили обвинить эту версию в откровенном плагиате, заподозрив прямые параллели с «Шерлоком». Принимая во внимание современную тенденцию клонирования клеток, одержимый ученый все еще не утратил своей актуальности. Судя по всему, зрителю остается ждать продолжения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.