Серебро: цвет предательства?

Серебряный цвет наиболее других связан с изменениями в человеческой жизни. Серебряные ложки дарят новорожденным, приветствуя их приход в этот мир, но серебро волос свидетельствует о приближении времени ухода из него. Серебряные краски могут нести заряд оптимизма и говорить о будущем – и все же неизгладимый налет мудрости и прошлых эпох навсегда наложил свой отпечаток на цвет и металл. Серебро – это никогда не говорит о сегодняшнем дне: только завтра или только вчера.

Культурные коды серебра

Призрачный, изменчивый, зыбкий – так он воспринимается в различных культурах на различных континентах на протяжении многих столетий. Серебряный цвет тесно связан с мистической реальностью, доступной только воображению человека. Ритуальное значение серебро имело еще в ведических учениях и в практиках каббалистов. Древний вавилонский зиккурат Этеменанки – предполагаемый прототип библейской вавилонской башни – был выстроен из серебра в честь богини Луны. Оккультисты в серебряном цвете видели голоса не могущих найти пристанища душ.

Со времен античности живописцы пытались постичь мистическую природу серебра. На многих картинах изображены серебряные кувшины, подносы, вазы с фруктами, символизирующие переход человека в иные качества и состояния. Голландские натюрморты XVII века с серебряными предметами повествуют о бренности бытия, и об этом же, преходящем и сакральном, говорит инсталляция 1998-1999 годов «Тридцать серебряных предметов» Корнелии Паркер.

В тени «цвета солнца»

Серебро всегда оставалось в своей стоимости в тени золотых слитков, однако именно оно приобрело сложные психологические смыслы и ассоциации. Золото вечно – серебро же преходяще. Серебряные клинки и доспехи с трехчастного полотна флорентийского живописца Паоло Учелло «Битва при Сан-Романо» за прошедшие века успели потускнеть из-за процессов окисления металла.

Современников блеск оружия и доспехов поражал. Обилие серебра заставляло буквально искрить картины. Сейчас же зритель видит лишь тень былых битв, тень событий в тусклом серебряном шлеме или перчатке. Серебро – цвет предательства и величайший предатель.

Равное золоту

В 1628 году голландский художник Рембрандт ван Рейн, тогда еще двадцати с небольшим лет, бросил вызов общественному вкусу и заявил о том, что серебро может равняться золоту в своей вечности и надежности. На оконченной в 1629 году картине «Раскаявшийся Иуда возвращает тридцать сребреников» на теплом дубовом полу внимание зрителя приковывает россыпь серебряных дублонов. За эту горстку металла изменившийся в лице апостол предал Христа.

Соперничающее с золотом

Рембрандт ван Рейн был не единственным живописцем XVII века, расширявшим символику серебра. В Мадриде в серебряных тонах запечатлел наиболее любимые им предметы и людей Диего Веласкес. Портрет его покровителя, Филиппа IV Испанского, носит название «серебряный Филипп» за обилие переливчатого, сияющего серебра, призванного рассказать о доброте и щедрости короля, а не вызвать негативные ассоциации.

В отличие от написанного Франсиско Гойей портрета потомка Филиппа IV Испанского, Фердинанда VII Испанского, правившего в XIX веке, где король Испании предстает перед зрителем в роскошных, расшитых золотом одеждах, символизирующих непомерно раздутое эго и тщеславие Фердинанда, портрет кисти Веласкеса рассказывает о скромности и добродетельности монарха через мягкие серебряные тона, противопоставленные сиянию золотых нитей и украшений.

Веласкес и впоследствии обращался к серебряным оттенкам с целью подчеркнуть теплоту и искренность модели. В 1656 году он написал портрет дочери своего патрона Филиппа IV, инфанты Маргариты, на котором девочка запечатлена в белом с серебром платье в той же позе, что и на гораздо более известной (и написанной в том же году) картине живописца, «Менины».

Очарование скрытых смыслов

История серебра развивалась от века к веку, от поколения к поколению – и постепенно люди научились под темнеющей поверхностью различать истинную ценность и суть металла. К серебру обратился американский художник XIX века Джеймс Макнил Уистлер в попытке выразить связь между линией, формой и цветом и незримыми переливами ночных мелодий и звуков. Написанный в 1871 году «Ноктюрн в голубом и серебряном. Челси» раскрывает магическое свойство серебра сиять здесь и сейчас, будучи тесно связанным лишь с настоящим моментом, и растворяться в вечности вне времени и пространства, тускнея.

Призрачная фигурка рыбака, стоящего на берегу лондонского Баттерси, на глазах зрителя становится лишь смутным воспоминанием. Воздух, песок, вода, слитые в единую дымку серебристых тонов, завораживают небытием и отсутствием пространства протекания действия в расплывающемся моменте.

Современное искусство

Серебряный цвет не утратил своего сложного символического значения в современном искусстве. Энди Уорхол, легенда поп-культуры XX века, выкрасил в серебро свою студию, а заодно и волосы, в знак своей твердой убежденности в том, что 1960-е годы стали «временем серебра». «Серебряный – цвет будущего, – говорил он. – На астронавтах были серебряные костюмы. Но вместе с тем серебряный – цвет прошлого. Голливудские актрисы позировали в серебряном для серебряных экранов».

В странном мире Энди Уорхолла все значимое, важное для художника оказывалось выкрашено в серебряный цвет. Серебряный для него – цвет бытия, цвет круговорота жизни, цвет рождения и смерти одновременно. В «Восьми Элвисах» серебряное изображение направляющего на зрителя пистолет Элвиса в ковбойской позе повторяет само себя на серебряном фоне, будто бы в серебряной чашке Петри удалось вырастить клонов. В том же году Энди Уорхол создал «Аварию серебряной машины (Двойную катастрофу)», в которой серебряный цвет отражает всю суть бренности бытия.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.