Он рисовал ее 87 раз: как гора стала музой художника Поля Сезанна

Аруначала в Индии, Чжуншань в Китае, Кайлас на Тибете… Все эти горные вершины стали синонимами мест культурного и духовного значения, дарующими мир и мудрость тем, кто их ищет. Гора Сент-Виктуар в Провансе на юге Франции не получила, возможно, столь широкого всемирного признания. Но для художника-постимпрессиониста Поля Сезанна она стала настоящей музой.

Ранние годы

Художник вырос в городе Экс-ан-Провансе, где одним из друзей его детства был писатель Эмиль Золя. Наследство, доставшееся от отца, позволило ему отправиться изучать изобразительное искусство в Париже. Там он завел дружбу с художниками-импрессионистами, включая Камиля Писсаро и Клода Моне.

Однако несмотря на финансовую поддержку, работы Поля Сезанна подвергались насмешкам со стороны критиков и парижской буржуазии и не публиковались. Это вынудило художника вскоре вернуться в Прованс, на родину, и продолжить трудиться в одиночестве – до самой смерти.

Сент-Виктуар

Вот что сам художник вспоминает о начале своих отношений с горой: «Цвет – это место встречи нашего разума и вселенной. Вот почему он так важен для настоящего художника. Достаточно взглянуть на гору Сент-Виктуар. Как она парит, как она жаждет солнца… Долгое время я не мог начать рисовать Сент-Виктуар, я не знал, как к этому подступиться. Как и другие, кто смотрел на нее, я видел, что тень должна быть вогнутой, тогда как на самом деле она выпуклая, она рассеивается из центра. Вместо того чтобы накапливать, она испускает, становится жидкой, голубоватой, она участвует в движении окружающего ее воздуха».

Сезанн рассказывает о своем творчестве: «Я старательно работаю, и иногда мне удается на миг увидеть землю обетованную. У меня большая студия в деревне, здесь я могу работать лучше, чем в городе. Я достиг некоторого прогресса. О, почему так поздно и с такими мучениями? Неужели искусство, подобно религии, требует отдачи и душой, и телом?»

87 изображений

Поля Сезанна считают связующим звеном между импрессионизмом конца 19 века и кубизмом 20 века. Несмотря на постоянную критику со стороны его современников, он обрел и круг преданных поклонников, и друзей-художников, среди которых были Пабло Пикассо и Анри Матисс, которые считали его работы гениальными.

Вскоре его интерес перешел от написания портретов к изображению красоты природы. А центром его пристального внимания стала гора Сент-Виктуар. В последующие годы Сезанн написал эту достопримечательность Прованса 87 раз: 43 раза акварельными красками и 44 маслом, увековечив тем самым свой взгляд на этот природный объект.

«Живопись позволяет нам прикоснуться к вечности природы, ко всему, - объясняет художник. - И я берусь за руки с природой. Со всех сторон, отсюда и оттуда, отовсюду я выбираю цвета, тона, оттенки; я накладываю их, смешиваю. Они образуют линии, линии становятся объектами – горами, деревьями, а мне даже не приходится об этом задумываться. Но малейшее отвлечение, секундная заминка, если сегодня меня увлечет теория, которая противоречит вчерашней, если я думаю, когда рисую, то – раз! – все разваливается на части».

Одинокий труд

В 1886 году Эмиль Золя опубликовал роман «Творчество», в котором Поль Сезанн узнал себя в образе художника, неспособного контролировать свои страсти и артистический талант. Разочарованный таким подрывом доверия, Сезанн оборвал все контакты с писателем навсегда.

Его бурные отношения с женой Гортензией еще больше отделили его от общества, заперев в стенах студии в Жа де Буффан – маленькой деревне в тени горы Сент-Виктуар. Он желал трудиться в одиночестве, свободный от постоянного внешнего давления и критики. А гора стала его источником вдохновения.

Художник и природа

«В искусстве присутствует гармония, подобная той, что есть в природе. Люди, которые утверждают, что художник - нижестоящий по отношению к природе, - идиоты! Он ей равен. За исключением, конечно, случаев его намеренного вмешательства. Его целью должно быть молчание. Он должен заглушать голоса предубеждений в себе, должен забыть… И тогда весь пейзаж будет запечатлен в самых чувствительных уголках его души».

Картины Поля Сезанна можно узнать мгновенно, благодаря характерной геометрической структуре, интенсивным мазкам кисти и свободой в использовании цветов. Поэтому данные работы его «зрелого» периода стали зенитом всего его жизненного творчества.

Единение с творчеством

Восхваление природы в картинах Сезанна достигает апогея в аркадных панорамах Прованса. Гора Сент-Виктуар восстает величественно и торжественно в опаловой рапсодии голубого, зеленого и золотого цвета. Это одна из самых впечатляющих метаморфоз в истории мирового искусства.

Поэт Райнер Мария Рильке так отмечал в письмах к своей жене Кларе Вестхофф: «Только святой может быть столь же един с богом, как Сезанн един со своим творчеством». И действительно, изучать гору Сент-Виктуар на полотнах художника – это словно отправиться в священное паломничество и испытать глубокую духовную трансформацию.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.