От древнегреческих слов «триа», что означает «три», и «ерессо» – «грести» появилось название «триера». Это особый вид боевого судна, который сыграл важную роль в становлении не только кораблестроения в Средиземноморье, но и границ многих государств.
Как выглядел корабль
Мало кто из современных детей догадывается о том, что собой представляла древнегреческая триера. Это по истории редко проходят, так как внимание акцентируется на ходе и итоге боя, а не на орудии. Однако именно благодаря данному судну греки одержали множество побед нам странами-соседями. Итак, триера – это корабль до 40 метров в длину и до 6 в ширину. На носу устанавливался заостренный брус – таран, который служил боевым орудием при наступлении. Нередко на него надевали металлический наконечник, который был выкован в форме птицы или животного. 200 человек экипажа, среди которых 62 транита (гребцы верхнего ряда), 54 зигита и 56 таламитов (гребцы среднего и нижнего рядов соответственно) – именно благодаря этим людям плыла триера. Это в Древней Греции была основная мощь флота, командовал которой триерарх (в современном варианте - капитан). Также на борту находились воины и матросы.
Аналоги корабля
Идентичным судном гордились также и римляне, да и название у него мало отличалось от эллинского – «трирема». Но римский корабль был более оснащенным и, как казалось многим, более усовершенствованным. Он мог похвастаться наличием парусника и абордажного ворона. К тому же на палубе была возведена башня, где располагались стрелки, и была сооружена конструкция для метания гири. По сравнению с таким «гигантом» казалось, что триера – это просто огромная и бесполезная посудина, если бы не одно но. Греческий корабль не имел равных в быстроходности. Причина очевидна – отсутствие излишнего военного оснащения и сравнительно небольшой экипаж делали его маневренным и скоростным.
За работу, гребцы!
Как утверждают некоторые источники, эллинские триеры порой достигали скорости в 12 узлов, и нередко их разгон до максимального показателя занимал менее минуты. Такие результаты были возможны благодаря особой технике гребли и расположению весел. Порты, которые были проделаны для весел в нижнем ряду, очень близко подходили к воде. При небольшом шторме они могли оказаться полностью залитыми. Потому главной задачей гребцов-таламитов, помимо основной работы, было вовремя «запечатать» проемы кожаным пластырем. Порталы для весел у двух верхних рядов были прорублены выше ватерлинии, потому гребцы выполняли свои обязанности, не опасаясь воды. Каждый ряд имел свою высоту, но при этом все 170 весел корабля были равны – по 4,5 метра. Они входили в воду под различным углом, обеспечивая максимальную скорость. Перед отходом в море ритм всему экипажу задавал флейтист.
Боевые качества
В античный период страны Средиземноморья не имели пассажирских лайнеров, потому как и все остальные единицы флота, триера – это боевой корабль. Его основным оружием считался остро заточенный шпиль-таран. Он использовался для нанесения ударов вражеским суднам по веслам или в борт. Благодаря тарану греки часто атаковали первыми, а после первого удара, дабы не застрять в обломках вражеского судна, применяли следующий маневр. Он назывался «проплывом» или «скользящим ударом». Подплывая вплотную к борту недруга, все гребцы триеры втягивали весла. Шпиль наносил ощутимый урон веслам вражеского экипажа, тем самым обездвиживая весь корабль. После этого можно было уже атаковать в полной мере, не опасаясь маневренности противника.
Особенности триер
Выше мы уже говорили о том, что триера – беспарусное судно, движение которого обеспечивается огромным количеством гребцов. Но ради экономии потенциала и сил команды корабль был оснащен съемными мачтовыми конструкциями. При отсутствии боя, когда удавалось поймать попутный ветер, на палубе монтировали одну или две мачты. Основная была в центре судна, выставлялась всегда прямо и закреплялась с помощью натяжных тросов. Если монтировали вторую, то ее место было в носовой части корабля. Такую мачту устанавливали под наклоном, опирая ее на акростоль.
Дополнительная функция судна
В 90 процентах случаев триеры участвовали в морских боях, но иногда выступали в роли пассажирских и грузовых лайнеров. До или после сухопутных боев многие воины нуждались в морской транспортировке, и длинные вместительные триеры всегда приходили на помощь. Правда, их немного модернизировали, увеличивая высоту фальшборта и укрепляя палубу. В качестве груза чаще всего перегоняли лошадей. Для них же, помимо усиления палубы, монтировали широкие сходни.
Древние греки в значение слова «триера» не вкладывали глубокий смысл, они просто назвали это судно, основываясь на его структуре и качествах. К V веку до нашей эры во флоте было свыше 400 подобных кораблей, которые возводились за счет состоятельных афинян. Они же и становились триерархами, или капитанами, тщательно отбирая людей для своей команды, в том числе и гребцов. После окончания войны триеры перегонялись в Пирею, где ожидали своего следующего выхода в большие воды, а экипаж распускался.