Анастасия Вертинская: биография и личная жизнь знаменитой актрисы

Анастасия Вертинская - непревзойденный символ романтической женственности на театральной сцене и киноэкране. Ее талант, красота и харизма по праву сделали ее легендой отечественного киноискусства.

Детство и юность Анастасии Вертинской

Анастасия Александровна Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в столице СССР - Москве. Ее отец - легендарный артист эстрады Александр Николаевич Вертинский, мать - художница Лидия Владимировна Циргвава.

У Анастасии есть старшая сестра Марианна. Детство сестер прошло в атмосфере любви и заботы со стороны отца.

Анастасия Вертинская

Он прилагал все усилия, чтобы дать дочерям прекрасное образование и развить в них любовь к искусству.

«Папа старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными», - вспоминала Анастасия Вертинская.

С ранних лет Анастасия мечтала стать балериной, увлекалась музыкой и иностранными языками. Однако в 1960 году ее жизнь круто изменилась. Когда к режиссеру Александру Птушко пришла 15-летняя девочка в спортивном костюме, он поначалу не хотел брать ее на роль Ассоль в фильм "Алые паруса". Но после пробы Птушко оценил выразительность ее внешности и утвердил юную Вертинскую на эту роль.

Анастасия Вертинская роли

Фильм имел колоссальный успех. Только за первый год его посмотрели 23 миллиона зрителей. Анастасия Вертинская в одночасье превратилась в звезду. В следующем, 1961 году на экраны вышел еще один кассовый фильм с ее участием - "Человек-амфибия". Благодаря потрясающей музыке, виртуозным подводным съемкам, и конечно же неподражаемой игре актеров, включая Анастасию Вертинскую, эта кинокартина вошла в золотой фонд отечественного киноискусства. Успех этих двух картин закрепил за молодой актрисой статус восходящей звезды советского кино.

Начало актерской карьеры Анастасии Вертинской

В 1963 году Анастасия Вертинская поступила в Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина, где уже училась ее сестра Марианна. Учеба давалась нелегко - педагоги считали, что знаменитая актриса не соответствует амплуа "советской героини".

Но уже на втором курсе Вертинская получила роль Офелии в фильме Григория Козинцева "Гамлет" (1964). Эта роль принесла ей мировую известность и восторженные отклики кинокритиков. Например, Евгений Добин писал:

«В исполнении неопытной Вертинской, вдохновленной большим художником, нет ни одной неверной, ни одной тусклой, неточной ноты. Образ - прозрачен и незамутнен».

"Гамлет" стал для Анастасии Вертинской серьезной школой актерского мастерства. Особенно многое ей дала совместная работа с Иннокентием Смоктуновским.

В 1967 году Вертинская окончила театральное училище и начала работать в театрах Москвы. В 1968 году она перешла в театр "Современник", где проработала 12 лет. Ее ключевыми ролями там стали Раневская в "Вишневом саде" и Оливия в "Двенадцатой ночи".

Личная жизнь Анастасии Вертинской

Будучи студенткой театрального училища, Анастасия Вертинская познакомилась с Никитой Михалковым (будущим выдающимся актером и режиссером). В 1966 году они поженились. У супругов родился сын Степан. Однако через три года Вертинская и Михалков развелись.

По словам Анастасии, причиной разрыва стала "жажда самоутверждения" с обеих сторон. Михалков хотел, чтобы жена посвятила себя семье, а Вертинская стремилась к актерской карьере. С годами их отношения улучшились, но о повторном браке речи не было.

Другими значимыми мужчинами в жизни Вертинской были певец и композитор Александр Градский и актер и режиссер Олег Ефремов. Но по-настоящему близки ей были только отец и сын. В конце концов актриса признала, что просто не приспособлена для семейной жизни.

Расцвет таланта на сцене

В конце 1960-х годов Анастасия Вертинская сыграла несколько ярких ролей в кино, которые высоко оценила кинокритика. В фильме "Война и мир" она исполнила роль Лизы Болконской, сумев в нескольких коротких эпизодах создать запоминающийся трагический образ. В "Анне Карениной" Вертинская предстала в роли Китти Щербацкой.

Особенно удачной стала ее работа в фильме "Случай с Полыниным" (1970), где она сыграла Галину Петровну. Эту роль актриса впоследствии называла одной из самых любимых в своей карьере.

Одновременно Вертинская активно работала в театре. Во МХАТе имени Чехова она сыграла Нину Заречную в "Чайке" и Елену Андреевну в "Дяде Ване". Критики отмечали, что актриса сумела передать весь спектр переживаний героинь, не впадая в пафос, не переигрывая, не прибегая к грубой игре на чрезмерных эмоциях.

Огромный успех имела роль Эльмиры в "Тартюфе" в постановке Анатолия Эфроса. Режиссер назвал Вертинскую образцом "актерской грации" и был потрясен ее работой.

Возвращение в кино

В 1970-е годы снималась в кино гораздо реже, поскольку, по ее словам, не соответствовала амплуа "советской героини". Тем не менее, в эти годы она запомнилась зрителям по фильмам "Тень" и "Человек на своем месте".

А в 1978 году сыграла одну из лучших своих ролей в кино - Мону в телефильме "Безымянная звезда". Этот образ Вертинская называла одним из самых любимых. А в 1980 году она исполнила роль Джеммы в популярном сериале "Овод".

Поздние работы в кино и театре

В начале девяностых годов двадцатого века Вертинская снялась в нескольких ярких киноработах. В фильме Андрея Харитонова "Жажда страсти" она сыграла аристократку, создав образ роковой красавицы.

Одной из последних заметных ее ролей в кино стала Маргарита в экранизации романа "Мастер и Маргарита". По словам Вертинской, эта роль была одной из самых любимых.

В начале двухтысячных годов актриса сыграла в антрепризном спектакле "Имаго", где воплотила образ Элизы. Но вскоре практически ушла со сцены, поскольку, по ее словам, не получала интересных предложений.

Общественная деятельность

В 1991 году Анастасия Вертинская создала Благотворительный фонд актеров. Его целью стала помощь ветеранам театра и кино, а также поддержка молодых деятелей искусства.

Благодаря стараниям Вертинской фонд оказывал помощь дому-музею Бориса Пастернака в Переделкино и восстанавливал записи песен Александра Вертинского.

Такая общественная деятельность, по словам Вертинской, была продолжением семейных традиций благотворительности.

Сегодняшний день

Несмотря на уход из искусства, Вертинская до сих пор пользуется любовью поклонников. Многие отмечают, что годы почти не изменили ее - и внешне, и внутренне она остается такой же очаровательной и обаятельной, как в молодости.

Неповторимый образ актрисы

Анастасия Вертинская славится как одна из самых красивых актрис в истории советского кино. Многие коллеги отмечали особое, "неземное" качество ее внешности. Например, Наталья Селезнева назвала Вертинскую "совершенством", в которое "нельзя было не влюбиться".

Константин Райкин говорил об "интеллектуальной красоте" актрисы, а Игорь Костолевский после фильма "Алые паруса" был потрясен ее "инопланетным" обликом. Критики также подчеркивали "поэтическую загадочность" ее героинь.

С годами восприятие образа Вертинской менялось. В 1960-х она была "девушкой-мечтой", в 1970-х - "женщиной-стилем", а к 1980-м превратилась в кумира и "символ романтической женственности".

Характер и личные качества

Анастасия Вертинская отличается аналитическим складом ума и критическим отношением к собственным ошибкам. Она всегда максимально ответственно подходила к работе.

"Она на каждую репетицию приходила полностью подготовленной: знала все о роли и прежних ее исполнениях", - рассказывал Александр Калягин.

В то же время Вертинская была довольно замкнутым человеком, не любила быть на виду. По ее словам, смерть отца наложила отпечаток на характер и приучила ценить жизнь.

Критика творчества А. Вертинской

Ранние работы Анастасии Вертинской в кино критики встречали благосклонно, прощая ей неопытность. Но после "Гамлета" к ней стали относиться гораздо требовательнее.

Роль Офелии получила неоднозначные отклики. Одни упрекали актрису в чрезмерной скованности, другие, напротив, восхищались прозрачностью и чистотой образа.

Со временем критики отметили колоссальный творческий рост Вертинской, ее универсализм. Но некоторые считали, что ее потенциал так и не раскрылся полностью.

Творческое кредо А. Вертинской

Для Анастасии Вертинской приоритетом всегда была творческая самореализация. Она стремилась к нетривиальным ролям вопреки своему амплуа "романтической героини".

"Меня тянуло на характерные роли", - признавалась актриса. Ради искусства она была готова на эксперименты и отказывалась от компромиссов в выборе ролей.

Мнения коллег об А. Вертинской

Многие коллеги Анастасии Вертинской по цеху высоко ценили ее талант и профессионализм.

Режиссер Нина Чусова назвала Вертинскую "инопланетянкой" и отметила ее необычайную харизму.

Актер Валентин Гафт восхищался универсальностью таланта Вертинской, ее грацией и пластикой.

Никита Михалков, учившийся с ней в одном курсе, рассказывал, что каждая работа Вертинской в училище становилась событием.

Награды и звания

За вклад в искусство Анастасия Вертинская удостоена множества наград и почетных званий:

  • Народная артистка РСФСР (1988)
  • Орден Дружбы народов
  • Премия "Хрустальная Турандот" (1997)
  • Премия журнала "Экран" (1969, 1971)

Память об А.Н. Вертинском

Важнейшей миссией своей жизни Анастасия Вертинская считает сохранение памяти о творчестве отца.

Она занималась реставрацией старых записей песен Александра Вертинского, а также издала его мемуары и сборник стихов.

По ее инициативе был создан музей А.Н. Вертинского, регулярно проводятся творческие вечера и концерты, посвященные наследию великого артиста.

Для Анастасии Вертинской сохранение памяти об отце - это дань уважения его колоссальному таланту и безграничной любви к нему.

Семья

Несмотря на неудачи в личной жизни, семья всегда была важна для Анастасии Вертинской.

Она очень тепло отзывалась о своих родителях, особенно об отце, которого боготворила.

Со старшей сестрой Марианной у нее сложились дружеские, доверительные отношения.

Главными мужчинами в ее жизни были отец Александр и сын Степан. А сегодня ее сердце полностью принадлежит трем внучкам.

Несмотря на сложности, Анастасия Вертинская сумела сохранить в своей жизни главное - любовь близких.

Амплуа в кино

На протяжении карьеры Анастасии Вертинской приходилось преодолевать несоответствие своему кинематографическому амплуа. Критики не раз отмечали, что ее внешность и манера игры как будто противоречили образу "советской героини".

Из-за этого в 1960-1970-е годы она долго не могла найти свое место в кино. Как вспоминала сама Вертинская, ей приходилось играть персонажей далеких от ее натуры.

Лишь со временем ей удалось преодолеть рамки амплуа и сыграть яркие драматические и комедийные роли, более соответствующие ее индивидуальности.

Вертинская и театр

В отличие от кино, в театре Анастасия Вертинская гораздо раньше нашла свои роли. Уже в годы учебы в театральном вузе каждая ее роль становилась заметным событием.

Наибольших успехов актриса достигла в Театре "Современник" и МХАТе имени Горького. Ее работы в спектаклях "Вишневый сад", "Тартюф", "Дядя Ваня" получили восторженные отклики критиков.

Режиссеры ценили Вертинскую за пластичность, грацию и умение сочетать внешнюю отточенность образа с глубиной психологизма.

Анастасия Вертинская внесла неоценимый вклад в развитие отечественного театра и кино. Ее яркие образы, созданные на сцене и экране, навсегда вошли в историю искусства.

Важна и ее заслуга в сохранении творческого наследия Александра Вертинского. Благодаря усилиям дочери, имя и произведения великого артиста не канули в Лету.

Сегодня биография и творчество Анастасии Вертинской продолжают волновать и вдохновлять новые поколения ценителей искусства.

Интересные факты

О жизни легендарной актрисы известно немало любопытных фактов:

  • Ее кумиром в детстве была балерина Галина Уланова.
  • Она блестяще владеет четырьмя языками.
  • Любимое хобби Вертинской - коллекционирование старинных вееров.

Эти и многие другие факты делают образ Вертинской еще более многогранным и ярким.

Творческое сотрудничество

За годы творческой карьеры у Анастасии Вертинской сложились плодотворные профессиональные отношения с целым рядом выдающихся деятелей театра и кино.

Особенно тесно она сотрудничала с режиссером Анатолием Эфросом, под руководством которого сыграла несколько ярких ролей в театре.

Большой вклад в становление Вертинской как актрисы внес Григорий Козинцев, доверивший ей в 1964 году сложнейшую роль Офелии.

Среди других значимых партнеров Вертинской по съемочной площадке - Иннокентий Смоктуновский, Олег Даль, Игорь Костолевский.

Мировоззрение

Мировоззрение Анастасии Вертинской формировалось под влиянием творческой интеллигентной среды, в которой она росла.

Она ценила прежде всего свободу творческого самовыражения и независимость личности.

Вертинская считает важнейшими качествами в человеке порядочность, интеллигентность, умение сострадать.

Театральная педагогика

C 1989 по 2001 гг. Анастасия Вертинская преподавала актерское мастерство в Оксфордском университете и театральных школах Парижа.

Ее отличали нестандартные методики обучения, умение раскрыть индивидуальность каждого студента.

Вертинская учила ставить под сомнение авторитеты, искать свой собственный подход к роли, не бояться экспериментов.

Многие из ее учеников впоследствии стали известными актерами и режиссерами.

Кулинария

Еще одно увлечение Анастасии Вертинской, которому она отдает много времени в последние годы - это кулинария.

Актриса обожает готовить блюда разных национальных кухонь - русской, грузинской, французской, итальянской.

Она даже разработала собственное меню для ресторанов своего сына Степана Михалкова в Москве.

По признанию Вертинской, готовка помогает ей расслабиться и получить удовольствие после напряженной работы.

В заключении статьи, посвященной биографии актрисы Анастасии Вертинской, стоит отметить, что ее жизненный путь был полон ярких моментов и достижений. Родившись в семье творческих людей, она с самого детства проявляла интерес к искусству и уже в юном возрасте начала свою карьеру актрисы. Успех пришел к ней после роли в фильме “Алые паруса”, которую она сыграла в юном возрасте.

Несмотря на популярность, Анастасия продолжала учиться и самосовершенствоваться, получив образование и став одной из лучших актрис советской эпохи. Ее талант и красота были отмечены многими режиссерами, и она снялась во многих известных кинокартинах.

Жизнь Анастасии Вертинской была наполнена как счастливыми моментами, так и испытаниями. Однако, несмотря ни на что, она всегда оставалась верна своему призванию и продолжала радовать зрителей своим талантом и красотой. Ее имя стало символом успеха и таланта, и ее вклад в историю кино и театра трудно переоценить.

Эта талантливая актриса, педагог и просто яркая и красивая женщина стала символом эпохи и образцом для подражания многих поколений зрителей.

Анастасия Вертинская начала свою карьеру в кино в начале 1960-х годов, и с тех пор она завоевала сердца миллионов поклонников своими уникальными образами и неподражаемым талантом. Она является одной из немногих актрис, которые смогли стать популярными и востребованными в разных жанрах кино.

Наиболее яркие образы Вертинской включают в себя роли в фильмах: “Алые паруса”, “Анна Каренина”, “Война и мир”. Актриса также успешно выступала на театральной сцене.

Вертинская олицетворяет собой эпоху советского кино и одновременно является примером таланта, красоты и женственности. Она радовала зрителей своим творчеством и является примером того, что истинное искусство неподвластно времени.

Хочется отметить, что Анастасия Вертинская является хранительницей наследия своего отца. Благодаря ее усилиям, творчество Александра Вертинского продолжает жить и развиваться, привлекая все больше поклонников.

Кроме того, Анастасия Вертинская активно участвует в популяризации творчества своего отца. Ее энергия и энтузиазм вдохновляют других людей интересоваться творчеством Вертинского, что способствует сохранению его наследия для будущих поколений.

Итак, Анастасия Вертинская заслуживает уважения и признания в том числе и за свою работу по сохранению и развитию творческого наследия своего отца. Ее преданность и любовь к его музыке и поэзии делают ее настоящим героем в мире искусства, и ее пример вдохновляет других на сохранение и передачу культурного наследия своим потомкам.

Вклад Анастасии Вертинской в киноискусство и мировую культуру навсегда останется в истории и будет вдохновлять новые поколения артистов и зрителей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.