В разлуке с ней не мог думать даже о театре: история любви Константина Станиславского и Марии Лилиной

Их супружеский и творческий союз поныне восхищает многих. Брак Константина Станиславского и его супруги, представляющий одновременно их творческий тандем, длился целых полвека. 21 июня исполняется 155 лет со дня рождения жены гениального актера, педагога и режиссера Марии Лилиной. Об их союзе она неизменно говорила так:

Станиславский был человеком с большой буквы, а я - с маленькой.

Их современники с этим не соглашались. Знакомые пары утверждали, что супруга мэтра обладала всеми задатками для того, чтобы стать одной из величайших актрис своего времени. Однако Мария Петровна сделала свой мудрый выбор, ставший залогом их столь долгого семейного счастья. Она предпочла быть второй при великом супруге. Известно, что Станиславский ее несказанно любил. В разлуке с женой он ни о чем не мог думать. Даже о любимом театре.

О нем: коротко

Фраза «Не верю!», произнесенная им однажды и используемая в качестве эксклюзивного режиссерского приема, превратилась в мире театра в легенду. К. С. Станиславский (1863-1938) – признанный классик русского театра, совершивший революционный переворот в профессии актера, создавший собственный театр. По его уникальной системе вот уже более столетия обучаются актеры во всем мире.

Детство

Будущий гений театра появился на свет 5 января 1863-го в Москве, в семье известного промышленника и фабриканта Сергея Алексеева. В семье росло 10 детей. Маленький Костя часто болел, страдал рахитом и был необыкновенно слабым ребенком. Благодаря материнской заботе со временем он выздоровел и окреп, стал настоящим заводилой среди сверстников.

Учеба

Воспитанию и образованию своих чад родители уделяли большое внимание. Дети брали уроки танцев, музыки, литературы, фехтования, иностранных языков, словесности. Большая семья располагала абонементом в ложу Большого театра, в котором Алексеевыми не пропускалась ни одна премьера.

Увлечение театром

Театр был общим увлечением семейства. В московском доме семьи специально для детских представлений был перестроен зал. Константин был инициатором всех сценических затей. В будущем кроме него с театром свяжут свои судьбы брат Владимир, ставший режиссером и сочинителем либретто, а также сестры Зинаида и Анна, выбравшие дорогу актрисы. Несмотря на то что родителями ему была уготована роль наследника бизнеса семьи, юноша буквально грезил театром. Назначенный отцом на место управляющего фабрикой, он умудрялся совмещать ответственную работу с выступлениями на подмостках. Он был признан публикой одним из лучших актеров-любителей, и родители в конце концов смирились с его увлечением.

Первая любовь и незаконнорожденный ребенок

К миру театра принадлежала и первая любовь Станиславского. Это была балерина Анна Игансон, которая не ответила молодому человеку взаимностью. С целью забыться он закрутил роман с горничной Авдотьей Копыловой. Со временем в этих отношениях родился сын, которого родители практически приняли в семью. В будущем юноша получил прекрасное образование и стал профессором истории.

Карьера

Начав играть на любительской сцене, Станиславский сделал театр профессией, которой посвятил свою жизнь. Он руководил Московским отделением русского музыкального общества, ставил спектакли во МХАТе, играл в пьесах современных драматургов - Чехова, Толстого, Ибсена, Горького, Гамсуна, Гауптмана а также в классике (Островский, Достоевский, Фонвизин и др.), занимался с молодыми актерами как педагог.

О ней: главное

Отцом Марии Петровны Перевощиковой (1866-1943) был почтенный нотариус, ее дедушка был московским профессором. По окончании с золотой медалью Екатерининского института благородных девиц девушка, которая к тому времени стала сиротой, осталась здесь работать в качестве классной дамы.

Как и многих в те времена в России, Марию влек к себе театр. В нарушение институтских правил под псевдонимом Лилина девушка вышла на сцену Московского общества искусства и литературы, руководимого Станиславским. Ее дебют оказался настолько успешным и громким, что о нем стало известно гимназическому начальству. В итоге девушка осталась без работы.

О них: встреча, любовь, брак

Они познакомились в 1888-м. О том, что молодые люди влюблены друг в друга, им подсказали зрители, заметив, что актеры на сцене целуются уж как-то слишком естественно. В 1889-м они обвенчались, после чего отправились в свадебное путешествие в Европу.

Женившись, повеса Станиславский, на счету которого было немало романов с актрисами, кардинально изменился. Главным для него стала семья. Он отвергал заигрывания самых красивых и знаменитых женщин.

Известно, что в числе отвергнутых оказалась сама Айседора Дункан. Его верность супруге не знала границ. Дочь Ксения - первенец молодой четы - умерла во младенчестве. Спустя год родилась еще одна дочь, которой дали имя Кира. В 1994-м появился на свет сын Игорь. Дети приобщались родителями к искусству. В будущем они стали хранителями дома-музея отца.

Сидя дома с детьми, жена отчаянно завидовала его активной творческой жизни и ревновала супруга к театру. Мэтр, в свою очередь, упрекал половинку в том, что она досаждает ему пустыми разговорами о хозяйстве и быте и «охлаждает» его вдохновение. Впрочем, как только она куда-нибудь уезжала с детьми из столицы, Станиславский летел вслед за ними, жалуясь, что в разлуке с семьей у него пропадает всякое вдохновение и он даже думать не может о театре.

Лучшая ученица, любимая артистка и преданная жена

В основанном им МХАТе Станиславский выступал в роли директора, актера, режиссера, а также теоретика искусства. По составленной им знаменитой системе Станиславского он муштровал своих актеров нещадно. Не являлась исключением и супруга, бывшая его главной актрисой. Кроме исполнения ролей Мария Петровна занималась шитьем костюмов.

Окружающие отмечали ее умение и отличный вкус. Несмотря на то что она занимала в театре исключительно высокое положение, Лилина (муж неизменно называл ее Перевощиковой) лично для себя никогда ничего не просила, что по достоинству было оценено Станиславским.

«Ни секунды не сомневаюсь, что без тебя мне не прожить на этом свете», - сознавался он супруге. Особенно ценной оказалась ее поддержка после событий1917-го, ставших для пары настоящей драмой, когда они потеряли все состояние, гибли их родственники, терзал страх за будущее детей. Свою книгу «Работа актера над собой» он посвятил Марии Петровне – лучшей из своих учениц, самой любимой из актрис и преданной жене. После смерти мужа Мария Петровна руководила созданной им оперно-драматической студией.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какое впечатление произвела на вас история любви Станиславского и Лилиной?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.