Экстравагантный Тартюф: в "Ленкоме" состоялась премьера спектакля "Вечный обманщик" по пьесе Мольера

Несмотря на свирепствование пандемии, театральный сезон в Москве продолжается. В это непростое время «Ленком» не сдает своих позиций. 9 и 10 декабря в театре состоялась очередная премьера. Публике был представлен спектакль режиссера из Литвы Дайнюса Казлаускаса «Вечный обманщик». При этом были соблюдены все необходимые меры для сохранения здоровья зрителей.

Жанр спектакля, созданного по мотивам пьесы Мольера, обозначен в афише как «сценическая фантазия». Главные роли сыграли Д. Гизбрехт и И. Агапов. Женские роли в «Тартюфе» исполнили: И. Серова, Е. Степанова, А. Марчук, В. Соловьева и др. Согласно размещенной на сайте информации, в постановке предусмотрен второй актерский состав.

О режиссере

О Дайнюсе Казлаускасе, актере и режиссере, российские зрители узнали после выхода его «Чайки 73458» (театр на Таганке, 2017), где главную роль сыграла Ирина Апексимова. Также запомнилась его актерская работа в фильме К. Хабенского «Собибор».

Идея пригласить в театр литовского режиссера принадлежит ныне покойному руководителю «Ленкома» М. Захарову, которого увлекла новизна его творческого подхода к решению пьесы Мольера. В команде с Д. Казлаускасом в качестве соавторов работают художник И. Пачесайте и композитор И. Юзокас.

Его идеи

Главной идей Казлаускаса является приближение постановки к первому, не дошедшему до нас варианту пьесы автора. О том, насколько он был острым, мы можем только гадать, делится режиссер в разговоре с журналистами. Ведь известно, что во времена Мольера пьеса была запрещена.

Режиссер уверен, что в центре сюжета оригинальной пьесы автора стоял не мелкий лицемерный святоша, возжелавший чужую жену и жилище, а более серьезные вопросы. Чтобы приблизить постановку к оригинальному варианту Мольера, режиссер решил отказаться в ней от элементов комедии. По словам Д. Казлаускаса, в его спектакле нет ничего такого, чего бы не было в пьесе Мольера. В спектакле зрителю предлагается все то, что написано автором, по несколько по-другому.

В беседе с представителями СМИ Д. Казлаускас сообщил, что в его постановке история обманщика Тартюфа раскручивается с конца. Она продвигается в обратном порядке – от финала пьесы к ее началу, тому фатальному дню, когда в жизни героев появляется тот, кто умеет ловко подбирать ключи к слишком доверчивым или фанатичным лицам.

Режиссер предлагает зрителю взглянуть на Тартюфа глазами нашего современника. По его словам, главной задачей творческой группы было вызвать у публики сопереживание. И вернуть «Тартюфа» его автору.

Историческая справка

Известно, что впервые Мольер представил свою пьесу в Версальском дворце 356 лет назад. Впоследствии драматургу пришлось ее дважды переделывать. Совершенные правки несколько сгладили остроту произведения. Однако комедия и на сегодняшний день не утратила своей актуальности.

О чем спектакль?

В постановке литовского режиссера поставлены вопросы профанации ценностей и фанатизма, слепого и безоговорочного. Человеческие достоинства, равно как пороки и страсти, с течением времени совершенно не изменились, считает режиссер. Время лишь произвело некоторую смену декораций.

С историей лицемера и обманщика, изображенного в мольеровской комедии - Тартюфа, а также обманутого им простодушного Оргона в наши дни можно встретиться в самых различных вариантах, однако ее суть остается прежней: если проявлять к близким невнимание, подменять ценности, сужать свой круг восприятия действительности, это приведет к тому, что Тартюфы в нашей жизни будут процветать. Этим может быть создано множество нелепых и даже страшных ситуаций. Современные Оргоны могут считать себя счастливыми, если им так же повезет, как мольеровскому обманутому герою.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Любите ли вы театр? Какая у вас любимая театральная постановка?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.