Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуацией, когда у подростка отсутствуют какие-либо устойчивые интересы и увлечения. Он словно находится в безразличном, апатичном состоянии, не проявляя желаний заниматься чем-то конкретным.
Однако за таким поведением часто стоят глубинные психологические причины. Давайте рассмотрим основные из них.
Отсутствие мотивации
Мотивация - это внутреннее побуждение к деятельности для достижения личностно-значимых целей. У подростка часто еще не сформирована иерархия ценностей и жизненных приоритетов. Ему сложно заставить себя сосредоточиться на чем-то, если он не видит в этом глубокого смысла и значения лично для себя.
Отсутствие осознанных, внутренне принятых целей также делает любую деятельность бессмысленной. Если подросток не ставит перед собой конкретных задач, которых он хотел бы добиться, у него нет стимула прилагать усилия и развиваться в какой-то сфере. В итоге он пребывает в состоянии пассивности и апатии.
Низкая самооценка и неуверенность в себе
Самооценка подростка очень неустойчива и легко ранима. Из-за гормональных бурь и социальных перемен ему сложно адекватно оценивать свои силы и принимать себя.
Подросток склонен фокусироваться на своих недостатках, ощущать себя неспособным, неумелым, некомпетентным. При низкой самооценке ему кажется, что он заведомо проиграет в любом деле, поэтому проще вообще ничего не начинать.
Так формируется убеждение в собственном бессилии и невозможности добиться успеха в увлечениях и достичь чего-то стоящего в жизни. Это и порождает отсутствие желаний и стремлений.
Трудности в социальных контактах
Установление устойчивых интересов и увлечений в подростковом возрасте обычно происходит под влиянием референтной группы – друзей и одноклассников. В общении и совместной деятельности формируются ценности и жизненные приоритеты.
Однако у замкнутых, социально изолированных подростков возникают проблемы с поиском единомышленников и установлением тесных дружеских контактов. Из-за недостатка общения подросток не может «заразиться» увлеченностью других ребят, перенять их интересы и устремления.
В итоге ему гораздо сложнее самостоятельно сформировать устойчивую систему личностных смыслов и жизненных целей. Отсюда и возникает равнодушие к происходящему, отсутствие побуждений к саморазвитию.
Отсутствие положительных примеров и поддержки со стороны взрослых
Для того чтобы подросток активно развивал свои интересы и стремился к личностной самореализации, ему необходимы вдохновляющие примеры значимых взрослых.
Если родители и педагоги индифферентны, поглощены своими проблемами, не проявляют подлинного внимания и заботы, подростку кажется, что ничего достойного он собой не представляет. Отсутствие эмоциональной подпитки и одобрения со стороны авторитетных лиц лишает его мотивации развиваться и добиваться чего-то в жизни.
В итоге он теряет веру в собственные силы и перестает стремиться к реализации личностного потенциала, что проявляется в виде равнодушия и пассивности.
Переживание внутреннего конфликта между детскими интересами и взрослыми ожиданиями
Подростковый возраст - это период становления самосознания, когда ребенок начинает ощущать себя почти взрослым. Однако ему еще трудно целиком отказаться от детских увлечений и привычек.
Из-за этого противоречия подросток может чувствовать растерянность: то ли упорно продолжать заниматься тем, что нравилось в детстве, то ли следовать взрослым нормам и стандартам. Не решаясь полностью повзрослеть, но и не желая оставаться маленьким, он может впадать в апатию и бездействие.
Подростку нужно время, чтобы найти компромисс между подлинными интересами своего внутреннего мира и ожиданиями социального окружения. И пока этот баланс не найден, стремления и желания могут быть неопределенными, расплывчатыми.
Влияние гормональных изменений
Пубертатный период характеризуется бурными физиологическими переменами в организме. Резкие скачки уровня половых гормонов значительно усиливают эмоциональную нестабильность подростка.
Его настроение и самочувствие могут меняться очень быстро, без видимых причин. Гормональные бури усиливают импульсивность и непредсказуемость поведения.
В таком состоянии подростку сложно сосредоточиться на чем-то одном, выстроить систему приоритетов и целенаправленно развивать устойчивые увлечения. Отсюда поверхностность интересов и быстрая смена устремлений, вплоть до полного равнодушия и апатии.
Отсутствие возможностей для реализации интересов
Даже если у подростка есть определенные склонности и стремления, на их пути могут возникнуть объективные препятствия. Например, отсутствие в ближайшем социальном окружении возможностей для реализации интересов.
Если в шаговой доступности от дома нет спортивных секций, музыкальных или художественных школ, кружков робототехники и так далее, сложно развивать соответствующие навыки и способности.
Нехватка денег в семье на оборудование, поездки, тренировки тоже может стать непреодолимым барьером на пути увлечения подростка. Таким образом, даже при наличии внутренней мотивации внешние ограничения могут заглушить инициативу. И это вполне закономерно порождает состояние пассивности и равнодушия.
Переживания и психотравмирующие события
Развод или постоянные конфликты в семье, потеря близкого человека, смена места жительства - подобные ситуации часто вызывают у подростков глубокий эмоциональный спад и даже депрессию.
Психологические травмы отнимают много эмоциональных и физических сил. Когда подросток поглощен переживаниями, все остальное отходит на второй план.
Тяжелые события могут надолго погрузить его в стрессовое состояние, лишив интереса к жизни, учебе, увлечениям. Возникает глубокая апатия и безразличие к происходящему.
Как видите, существует множество психологических факторов, которые могут лежать в основе отсутствия у подростка устойчивых интересов и стремлений. Чтобы помочь ему, важно разобраться в конкретных причинах и оказать необходимую поддержку с учетом индивидуальной ситуации.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание