Трудно найти такую сферу, где это явление не находило бы применения, где было бы несущественным. Слово в контексте может приобретать самые различные значения, оттенки смысла - вплоть до противоположного (к примеру, если оно было употреблено с иронией или сарказмом). В языке, как и в межличностном общении, интерпретация отрывка текста, речи или выражения зависит от того, что было сказано (имелось в виду) до и после. Например, для слова "море" прямой контекст - это большое количество воды, но говоря "песчаное море", мы имеем в виду пустыню. Лексема используется здесь как метафора. Значение слова "море" здесь воспринимается как синоним "огромное количество", "нечто необъятное".
В сфере речевого общения игнорирование "окружения", атмосферы, ситуации разговора может приводить не только к недоразумениям, но и к конфликтам. Кроме того, чрезвычайно важен в этой области и культурный контекст. Это зачастую решающий фактор, который может полностью исказить ход беседы и дальнейших событий. К примеру, во Франции при приветствии совершенно нормальным явлением будут поцелуи в щеку даже среди малознакомых людей. А в Японии или Великобритании такой жест будет восприниматься ненатуральным, слишком интимным.
Другие науки используют это слово для выражения связей (иногда довольно отдаленных) определенных событий или явлений. Контекст в литературе может быть историческим, художественным, идеологическим. Ни одно произведение не существует вне времени и пространства. Безусловно, степень точности передачи реалий совершенно различна, в зависимости от рода и жанра.
Однако и в поэзии, и в прозе атмосфера времени, ценностей, идеологии присутствует. Бунинские "Темные аллеи" воспроизводят не только дореволюционную Россию, но и жизнь парижской эмиграции. А в "Войне и мире" Толстого культурно-исторический контекст - это десятые-двадцатые годы девятнадцатого века. В окружении определенных понятий, аллюзий (намек на какой-нибудь факт или предмет, не названный прямо), слова приобретают новое значение. Символика может интерпретироваться только в макроконтексте - то есть в масштабе всего произведения, полного творчества писателя, эпохи, направления. Определенные явления могут восприниматься во всей полноте лишь в связи с биографией автора либо его идеологией. Например, воронежский контекст - это для Осипа Мандельштама место ссылки, не случайно и ассоциативный ряд, связанный с этим городом, напоминает о чем-то мрачном, суровом: "Воронеж - ворон, нож". Лишь зная жизненный путь поэта, мы можем расшифровать эти символы. Любое слово в контексте может активизировать свое переносное или периферийное значение.