Ни одно явление или событие не происходят изолированно, в вакууме. Ни одно слово не употребляется "само по себе" - безотносительно других. Контекст - это термин латинского происхождения (лат. contextus). Он обозначает отношения, связи, окружение.
Трудно найти такую сферу, где это явление не находило бы применения, где было бы несущественным. Слово в контексте может приобретать самые различные значения, оттенки смысла - вплоть до противоположного (к примеру, если оно было употреблено с иронией или сарказмом). В языке, как и в межличностном общении, интерпретация отрывка текста, речи или выражения зависит от того, что было сказано (имелось в виду) до и после. Например, для слова "море" прямой контекст - это большое количество воды, но говоря "песчаное море", мы имеем в виду пустыню. Лексема используется здесь как метафора. Значение слова "море" здесь воспринимается как синоним "огромное количество", "нечто необъятное".
В сфере речевого общения игнорирование "окружения", атмосферы, ситуации разговора может приводить не только к недоразумениям, но и к конфликтам. Кроме того, чрезвычайно важен в этой области и культурный контекст. Это зачастую решающий фактор, который может полностью исказить ход беседы и дальнейших событий. К примеру, во Франции при приветствии совершенно нормальным явлением будут поцелуи в щеку даже среди малознакомых людей. А в Японии или Великобритании такой жест будет восприниматься ненатуральным, слишком интимным.
В лингвистике при изучении человеческого общения мы говорим в основном о фразеологическом контексте (значение словосочетания и идиомы), а также ситуационном. В случае последнего важны такие факторы, как время, пространство, сфера:
деловые переговоры, лекция, семейная беседа, теледебаты, а также предшествующие общению события. Существенными также являются участники в процессе коммуникации и роли, которые им предназначены, к примеру: наставник, друг, возлюбленный. Ситуативный контекст - это также цели, планы, намерения и знания собеседников. Не всегда он бывает очевидным, однако подспудные "течения", например мысли и чувства оппонента, чрезвычайно важны для понимания сути целого. К примеру, в дискуссии о судьбах заключенных совершенно по-разному будут вести себя люди, имеющие опыт тюрьмы или ареста, и те, кто был жертвой преступления.
Другие науки используют это слово для выражения связей (иногда довольно отдаленных) определенных событий или явлений. Контекст в литературе может быть историческим, художественным, идеологическим. Ни одно произведение не существует вне времени и пространства. Безусловно, степень точности передачи реалий совершенно различна, в зависимости от рода и жанра.
Однако и в поэзии, и в прозе атмосфера времени, ценностей, идеологии присутствует. Бунинские
"Темные аллеи" воспроизводят не только дореволюционную Россию, но и жизнь парижской эмиграции. А в "Войне и мире" Толстого культурно-исторический контекст - это десятые-двадцатые годы девятнадцатого века. В окружении определенных понятий, аллюзий (намек на какой-нибудь факт или предмет, не названный прямо), слова приобретают новое значение. Символика может интерпретироваться только в макроконтексте - то есть в масштабе всего произведения, полного творчества писателя, эпохи, направления. Определенные явления могут восприниматься во всей полноте лишь в связи с биографией автора либо его идеологией. Например, воронежский контекст - это для Осипа Мандельштама место ссылки, не случайно и
ассоциативный ряд, связанный с этим городом, напоминает о чем-то мрачном, суровом: "Воронеж - ворон, нож". Лишь зная жизненный путь поэта, мы можем расшифровать эти символы. Любое слово в контексте может активизировать свое переносное или периферийное значение.